Главная / Правила дорожного движения / Встречная и полосы движения на перекрестке
Полосы на перекрестке

Встречная и полосы движения на перекрестке

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой теме остановимся на вопросе, который интересен многим водителям. И так, сегодня попробуем разобраться, со встречной полосой на перекрестке и есть ли вообще полосы движения на перекрестке. Действительно по данной теме есть вопросы: На перекрестке встречная полоса? Есть ли встречная на перекрестке? Может ли быть на перекрестке встречная полоса? Встречная полоса в границах перекрестка?  Как обычно, начнем с Правил дорожного движения и вспомним определение перекрестка.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Следовательно, если мы въехали на перекресток с одного направления, то должны выехать в другом, это относится например и к транспортным средствам движущимся нам навстречу. И здесь, те кто уверен в том, что на перекрестке полос нет, приводят пункт 8.6 Правил, в котором говорится о выезде с пересечения проезжих частей, но только при повороте.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Нужно обратить внимание, что в пункте 8.6 речь идет именно о повороте и понятно, что  при выполнении маневра, на большинстве перекрестков невозможно просто не меняя траектории движения выехать в нужном направлении. И здесь выбор оставили водителю, так как предусмотреть траектории проезда всех возможных перекрестков (из-за их конфигурации) не получиться. Основное требование Правил, не оказаться на встречной полосе при выезде с перекрестка, но в границах перекрестка, так же не должны создавать помех другим участникам дорожного движения имеющим преимущество.

«Уступить дорогу (не создавать помех — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Для данного случая, в Правилах есть еще несколько обязательных пунктов и определений.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На снимке, водитель автомобиля перед поворотом налево, занял крайнее положение на своей проезжей части в соответствии с пунктом 8.5 и определением «Уступить дорогу (не создавать помех)».

По полосам на перекрестке

И теперь мы подошли к определениям, которые подтверждают, что на перекрестках могут быть полосы движения. Из определения перекрестка мы помним, что это место пересечения, примыкания или разветвления дорог, а дорога включает в себя проезжие части.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Из следующего определения следует, что любая из продольных полос проезжей части (достаточной для движения в один ряд) и есть полоса движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Следовательно, раз есть дорога, есть и полосы движения. Следующие пункты Правил указывают, что на перекрестке есть встречная полоса (сторона проезжей части). Из Правил мы знаем, что обгон запрещен на регулируемых перекрестках и при движении по дороге, когда она не является главной.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

Если мы двигаемся по главной дороги и нет запретов для обгона введенных знаками и (или) разметкой, то выполнить обгон на перекрестке Правилами не запрещено. А обгон ни что иное, как выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения.

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Следующий пункт Правил, ясно дает понять, как необходимо определять количество полос для движения и сторону предназначенную для встречного движения.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

В пункте 9.1 упоминаются знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе», которые определяют в соответствии с Правилами направления и количество полос на перекрестке.

5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

В ГОСТ Р 52289-2004.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

5.6.16 Знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний.

Соответственно, действие знаков установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток и в границах перекрестка мы должны двигаться в соответствии указаниям знаков.

На снимке перекресток, обозначенный знаком 5.15.1 «Направления движения по полосам», который указывает как и в каких направлениях нам разрешено двигаться на перекрестке.

встречная на перекрестке

Хочу обратить внимание, на перекрестке (на снимке выше), движение прямо разрешено по двум полосам, но на выезде с пересечения проезжих частей, транспортному средству двигающемуся по левой полосе прямо, возможно придется менять направление движения из-за сужения, обозначенного разметкой после перекрестка. И в соответствии с пунктом 8.4 Правил, необходимо будет уступить дорогу транспортным средствам (на примере выше, тем, кто будет двигаться по правой полосе) двигающимся попутно без изменения направления движения.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

 

В ГОСТ Р 52290-2004, также прописано, что на дорожных знаках 5.15.1, 5.15.2 изображения и расположение стрелок должны соответствовать реальной планировке пересечения,  к сожалению данное условие не всегда выполняется.

движение по полосам

На изображении ниже, изображение стрелки (предписывающая движение прямо) на знаках 5.15.1 и 5.15.2 не соответствует реальной схеме организации движения на перекрестке (для примера, на снимке выше, изображение стрелки для движения прямо выполнено верно).

движение по полосам

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

3.7 На знаках 4.1.2-4.1.6 допускается изображение стрелок с конфигурацией, соответствующей требуемым направлениям движения на конкретном пересечении.

На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1-6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения. Для знака 6.9.1 компоновочные решения для пересечений приведены в приложении Е.

На снимке дорожный знак 5.15.1, стрелки которого указывают, как необходимо двигаться по полосам в пределах перекрестка.

По полосам на перекрестке

Кроме знаков, на дороге может присутствовать горизонтальная разметка 1.7 и 1.18, которой обозначаются полосы для движения в пределах перекрестка и разрешенные направления движения на перекрестке по полосам (на снимках ниже).

1.7 — обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

На изображении, организация направления движения по полосам на перекрестке при помощи разметки 1.7.

Полосы на перекрестке

1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

На следующем изображении, направления движения по полосам на перекрестке, обозначено не только знаками 5.15.1, но и разметкой 1.18.

Полосы на перекрестке

В пункте 6.2.9, ГОСТ Р 52289-2004 прописано, когда применяется разметка 1.7 и 1.18.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

6.2.9 Разметку 1.7 применяют для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения (рисунки В.9, В.10).

6.2.21 Разметку 1.18 применяют для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам (рисунки В.9, В.10, В.15).

На рисунке (В.9) из ГОСТ Р 52289-2004, применение разметки 1.7  и 1.18 на перекрестке.

Полосы на перекрестке

В завершении нашей темы еще один пункт Правил, который поможет более безопасно управлять автомобилем.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Если у Вас остались вопросы или другое мнение, пишите. Всем безопасной дороги!

Добавить комментарий

На заданные вами вопросы отвечаю по возможности (преимущественно в вечернее время). Для исключения спама, комментарии проходят предварительную модерацию перед публикацией.

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Ваши данные не будут переданы третьим лицам. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

16 комментариев

  1. Аватар
    Андрей

    Привожу рисунок дорожной ситуации:

    Как по-Вашему, кто имел преимущество? Автомобиль двигающийся прямо (с низу вверх на рисунке) или автомобиль поворачивающий на второстепенную дорогу (слева направо на рисунке)

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Андрей, здравствуйте.

      Знак 5.15.3 «Начало полосы» применяют для обозначения начала дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения на пересечениях и примыканиях, при увеличении числа полос для движения в данном направлении и устанавливают у начала отгона такой полосы.

      На рисунке, знак 5.15.3 «Начало полосы», для чего его нарисовали авторы рисунка непонятно. Знак есть, полосы нет, так как знак должен устанавливаться у начала отгона дополнительной полосы (как выглядит начало отгона полосы можно посмотреть на рисунке).

      Элементы полос торможения (а) и разгона (б):

      1 — уступ шириной 0,5 м; 2, 6 — участок смены полосы движения (отгон ширины полосы);

      3 — участок снижения скорости; 4 — участок ускорения; 5 — участок маневрирования

      В данном случае обязанность синего автомобиля выполняющего поворот налево выполнить требование пункта 13.12 Правил и уступить дорогу.

      13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

      • Аватар
        Андрей

        Спасибо. Знак нарисован там, где он и стоит в реальности. У меня несколько иное мнение. В соответствии с пунктом 9.1 ПДД при наличии разметки количество полос определяется разметкой и четырьмя знаками, в перечень которых знак 5.15.3 «Начало полосы» не включен. Таким образом, полоса торможения, ради которой поставлен этот знак начинается только за перекрестком. До перекрестка три полосы и, в соответствии с пунктом 9.7 ПДД, движение разрешено строго по этим полосам. Знак 2.1 «Главная дорога» информирует водителя, что впереди пересечение со второстепенной дорогой. Таким образом, водитель, двигающийся на рисунке снизу вверх, перестраиваясь с крайней правой полосы вправо не для поворота направо, должен осознавать, что он выезжает на второстепенную дорогу и лишается преимуществ движения по главной дороге, потому что пункт 13.12 содержит слово «по равнозначной». Поэтому, автомобиль поворачивающий налево имеет преимущество, так как он находится на главной дороге и водитель автомобиля, двигающегося по второстепенной дороге должен руководствоваться пунктом 13.9 ПДД.
        Отгон полосы, про который вы упомянули, ограничен линией пересечения проезжих частей, перед которой, в соответствии с пунктом 6.13 ПДД имеют право стоять автомобили, выезжающие со второстепенной дороги и правой границей правой полосы главной дороги, то есть, в начале отгона полосы, его ширина не позволяет автомобилям двигаться по нему в один ряд (из определения понятия «полоса движения»), поэтому автомобиль не мог перестроиться на отгон полосы, что опять же приводит нас к выводу, что он перестроился на второстепенную дорогу.
        Плюс еще такой момент. Если признать, что правее правой полосы на главной дороге есть еще одна полоса, то как о ней может узнать водитель автомобиля поворачивающего налево? Он руководствуется пунктом 9.1 ПДД и видит три полосы на которых стоят автомобили, которые пропускают его. В чем я не прав?

        • Аватар

          вот в этом
          «Таким образом, водитель, двигающийся на рисунке снизу вверх, перестраиваясь с крайней правой полосы вправо не для поворота направо, должен осознавать, что он выезжает на второстепенную дорогу»

          т.к. ширина крайней правой полосы может меняться…. а движение в два ряда по одной полосе, при обеспечении безопасного бокового интервала, разрешено.

  2. Аватар

    Сергей. Благодарю за ответ. Вы даже отвечаете на вопросы, да ещё бесплатно. Мое почтение! Но хотелось бы уточнить. Ваш ответ предпологает следующее: Есть перекресток перед ЖДпереездом, нет его — не имеет значения. Пусть колонна через полгорода стоит, ездить и куда то поворачивать там нельзя.. Как то неестественно. И как определить где заканчиваются стоящие перед переездом машины? В ПДД нет понятия «Зона перезда» и понятия «объезд» тоже нет. Знак 1.1 является предупреждающим. В зоне его действия запрещен обгон, но обгон и объезд не идеентичны… Нарушение есть, но нарушение пунктов гл.13 или гл.15 ПДД? Что вернее?
    С Наступающим!

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Юрий, здравствуйте.

      Будем считать, что по каким-либо неизвестным нам обстоятельствам, водитель не мог знать, что затор впереди образовался из-за закрытого железнодорожного переезда и решил выехать на полосу встречного движения с последующим выполнением поворота налево на перекрестке.

      Первое, с чем необходимо определиться, дорога с одной полосой движения для каждого направления или полос больше? Если дорога имеет четыре полосы и более, то выезжать на полосу встречного движения, даже при отсутствии разметки запрещено.

      9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

      Соответственно, в такой ситуации, остальное уже не имеет значения, ответственность наступает по части 4, статьи 12.15 КоАП РФ.

      Теперь остановимся на ситуации, когда дорога с одной полосой движения для каждого направления и отсутствует разметка запрещающая выезд на полосу встречного движения. Водитель выполняет объезд затора, для выполнения поворота налево на перекрестке.

      Прямого запрета движения по встречной полосе в Правилах нет, но есть пункт 1.4 который устанавливает правостороннее движение.

      1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

      Теперь посмотрим, чем является объезд затора (пробки) связанный с выездом на полосу встречного движения. Такой маневр можно считать обгоном, так как в заторах транспортные средства в какой-то момент времени тоже движутся.

      «Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

      И здесь, возможно сразу нарушение пунктов 11.1 и 11.2 Правил.

      11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

      11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

      по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

      За нарушение данных пунктов Правил, так как они связаны с выездом на полосу встречного движения, может также наступить ответственность по части 4, статьи 12.15 КоАП РФ.

      И конечно, при выполнении поворота налево с полосы предназначенной для встречного движения, невозможно выполнить требование пункта 8.5 Правил.

      8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

      И возвращаясь к объезду затора из-за закрытого переезда по встречной полосе. Как ранее, я уже отвечал, такой объезд прямо запрещает пункт 15.3 Правил.

      15.3. Запрещается выезжать на переезд:

      Кроме того, запрещается:

      объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

      И в данном случае неважно, с какой целью такой объезд производится.

  3. Аватар

    Допустил вопиющую неточность. Вот так верно -«… перед ПЕРЕКРЕСТКОМ объехал две последние машины…»

  4. Аватар

    Интересная статья, поучительная. А вот такая ситуация. Железнодорожный переезд, перед ним метров за 50 У-образный перекресток со съездом влево. Перезд закрыт, колонна машин стоит и за перекрестком, все стоят на перезд. Знаков, разметки нет, встречных машин нет, пешеходов за перекрестком нет. Действие: двигаюсь по главной дороге, перед переездом объехал две последние машины с выездом на встречную полосу, недоезжая переезда повернул налево. Какие конкретно пункты ПДД я нарушил?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Юрий, здравствуйте.

      Пункт 15.3 Правил запрещает объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

      За данное правонарушение, предусмотрена ответственность по части 4, статьи 12.15 КоАП РФ.

      4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

      Наказание: влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

  5. Аватар

    При повороте на лево с прилегающей территории стоит знак уступил дорогу. Авто стоящее на главной с лева по скольку стоя в пробке никуда не торопилось и пропустили меня дав место для маневра. Начав движение доехав до середины перекрестка убедился что правая полоса меня пропускает собирался ехать. Но тут же получил удар с лева от идущего по встречке т.с
    Столкнулся т.с двигающимся по встречке обьезжающим пробку . У него знак главная дорога но разметка на перекрестке запрещает обгон. Тоесть он врезался в меня четко на встречке. Кто прав?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Иван, здравствуйте.

      В данной ситуации, с Вашей стороны не выполнены требования пункта 13.9 Правил:

      13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

      Водитель движущийся по главной дороге при объезде затора выехал на встречную полосу движения в случае запрещенном Правилами:

      Разметка 1.1* — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

      Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

      Кого признают виновным сложно сказать, возможно, что будет установлена обоюдная вина при ДТП.

  6. Аватар

    А почему у нас в городе нигде нет разметки 1.7 ? Уверен, что на достаточно сложных пересечениях типа пл. Строителей, Мира / Григоровское ш. и Б.СПб / Радищева она бы помогала избежать трудностей с проездом…

    В идеале бы ее наносить на всех основных перекрестках…

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Влад, здравствуйте. Разметку 1.7, чаще применяют на сложных перекрестках, когда нужно обозначить траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения. Разметка 1.7, в Великом Новгороде все же присутствует, при повороте на Вокзальную площадь с ул. Октябрьская. К сожалению, большинство участников дорожного движения ее просто игнорируют.

      Разметка 1.7

  7. Аватар
    Алексей

    Добрый день!
    А не могли бы рассмотреть случай, когда знаки предписывают с крайней левой полосы поворот только на лево, но ты проезжаешь прямо, при условии, что на встречной полосе прямо перед тобой такая же полоса для поворота на лево. Является ли проезд прямо и перестроение на самом перекрёстке правее выездом на встречную полосу.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Алексей, здравствуйте.
      В ситуации которую Вы привели (средняя полоса используется для поворота налево с обоих направлений), для обеспечения безопасности движения при движении и выполнении маневров, кроме знаков должна присутствовать разметка.
      В Вашем случае (при условии отсутствия разметки), при перестроении в границах перекрестка с полосы предназначенной для движения налево, в соседнюю полосу попутного направления, выездом на встречную полосу не является. В соответствии с Правилами дорожного движения:

      Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

      Здесь можно говорить только о несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.