Главная / Законодательство / Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств
Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств

Здравствуйте, дорогие читатели! Настоящая статья будет интересна тем, кто решил или имеет желание связать свою трудовую деятельность с подготовкой водителей транспортных средств. Попробуем разобраться с требованиями, которые предъявляются к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств. Сегодня для работы в автошколе уже недостаточно иметь лишь водительское удостоверение и стаж вождения три года, в связи с постоянным ростом количества транспортных средств и со сложной дорожной обстановкой, которая сегодня сложилась на наших дорогах, существует необходимость в разработке новых программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Поэтому преподаватели и мастера производственного обучения вождению должны быть готовы к новым изменениям в программах подготовки обучения водителей транспортных средств.

Из пункта 21.3 Правил Дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) следует, что мастер производственного обучения (обучающий) , должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и документ на право обучения вождению.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В соответствии со статьей 26, Федерального закона 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, обучение водителей транспортных средств классифицируется как профессиональное обучение.

Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

А в соответствии со статьей 46, Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года,  программы профессионального обучения (в том числе обучение вождению), могут осуществлять только педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и удовлетворяющие требованиям профессионального стандарта.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

Согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к педагогическим работникам организаций (автошкол), осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения.

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
2. Должности иных педагогических работников
Мастер производственного обучения
Преподаватель

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом N 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года  установлены следующие требования к педагогическим работникам.

Мастер производственного обучения
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, отображены в приказе N 608н, Минтруда России от 08 сентября 2015 года, об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Мастер производственного обучения
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Преподаватель
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации <6> Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

В статье 108 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года даны разъяснения по образовательным уровням (образовательные цензы), установленным в Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 108. Заключительные положения
1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

В письме Минобрнауки России от 11 сентября 2014 года N АК-2924/06, сказано следующее, требование о наличии высшего или среднего профессионального образования, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

Согласно пункту 9 Единого квалификационного справочника лица (Приказ N 761н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года), допускается в случае отсутствия у работника специальной подготовки, но имеющего достаточный опыт работы, по решению аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом, отсутствие у претендента на должность, требуемого уровня образования, может быть причиной отказа в заключении с работником трудового договора со стороны работодателя, прием на работу и создание аттестационной комиссии отнесены к компетенции образовательной организации.

Автор: Сергей Милютин

Сергей Милютин
ДОРОГА! БЕЗОПАСНОСТЬ! ЖИЗНЬ! От нас зависит, что будет на дороге завтра.

17 комментариев

  1. Здравствуйте. Так случилось, что в скором времени я буду директором автошколы и параллельно собираюсь преподавать теоретическую часть и обучать вождению. Имеется высшее юридическое образование и среднее специальное по специальности «Профессиональное обучение» квалификация «Мастер профессионального обучения, техник». Для получения «корочек» для обучения вождению я уже записался на курсы в местный аграрный техникум. Главный вопрос — достаточно ли мне имеющегося у меня образования для работы преподавателем? Заранее спасибо за ответ!

  2. Здравствуйте! У меня высшее техническое образование (инженер по специальности автомобили и автомобильное хозяйство), и есть большой опыт обучения как теоретической, так и практической части вождения автомобилей и другой техники, который я получил, проходя военную службу. Я офицер запаса, и сейчас хочу устроиться преподавателем теории в автошколу. Скажите, пожалуйста, обязательно-ли мне получать дополнительное педагогическое образование, или, работодатель может принять меня на работу на основании собственной аттестационной комиссии?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Иван, здравствуйте.

      Для устройства на работу, Вам нет необходимости проходить через аттестационную комиссию, но при отсутствии педагогического образования (следует из приказа N 608н, Минтруда России от 08 сентября 2015 года) необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства («Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей автотранспортных средств»).

      • Здравствуйте, Сергей! Спасибо за Ваш ответ! Я начал искать организации, в которых можно пройти такое дополнительное профессиональное образование и столкнулся с другой проблемой: предложения по цене, срокам обучения и форме выдаваемого по итогам обучения документе у всех разные! Цена по данной теме: «Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей транспортных средств» колеблется от 2000 до 28000 руб. По срокам обучения: где-то 2 недели, а где-то-год! Ну и документ везде предлагают разный: диплом, свидетельство. Подскажите, как не попасть впросак и отучиться именно там, где нужно, какие лицензии или сертификаты должна иметь организация, предоставляющая такое образование и какой документ выдавать по-выпуску?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Иван, здравствуйте.

          Программа «Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей автотранспортных средств» (первичная) включает 84 часа обучения (может отличаться). Средняя стоимость курсов примерно от 4500 рублей до 6500 рублей (зависит от региона). Если организация имеет право на предоставление данной образовательные услуги (наличие действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности), то переживать не стоит. После завершения обучения выдается удостоверение о повышении квалификации (внешний вид может отличаться).

  3. Добрый день! Подскажите, у инструктора имеется высшее юридическое образование, лицензия инструктора, профессиональная подготовка » Преподаватель СПО», опыт работы инструктором 5 лет, все категории права….Он соответствует должности мастера по в СПО по профессии автомеханник, выдавая только часы практики (вождение категории В)?

  4. Здравствуйте Сергей! По вопросу образования мастеров производственного обучения более ли менее понятно. Подскажите пожалуйста, сколько действует повышение квалификации мастеров? У нас образовался спорный вопрос: 1 раз в 3 года или 1 раз в пять лет?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Елена, здравствуйте.

      Удостоверение о прохождении курса обучения по программе повышения квалификации мастеров производственного обучения вождению действует три года (раньше пять лет).

  5. Дмитрий

    Скажите, пожалуйста: у нас в автошколе до сегодняшнего дня работал автоинструктор, однако затем обнаружилось, что у него нет педагогического образования, в связи с чем его решили уволить (несмотря на то, что он имеет высшее образование). Действительно ли автоинструктор должен иметь педагогическое образование? Если да, может ли он получить его уже после трудоустройства, продолжая работать? Можно ли обжаловать решение об увольнении, если педагогическое образование на самом деле не должно требоваться? Заранее большое спасибо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Дмитрий.

      Если посмотреть требования к мастерам производственного обучения установленные:

      Приказом N 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года:

      Мастер производственного обучения
      Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

      И требования к мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств:

      Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, отображены в приказе N 608н, Минтруда России от 08 сентября 2015 года.

      Мастер производственного обучения
      Требования к образованию и обучению
      Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
      Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

      Одно из предъявляемых требований, профиль образования должен соответствовать области профессиональной деятельности.

      По поводу педагогического образования, в том же приказе N 608н сказано:

      При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

      В письме Минобрнауки России от 11.09.2014 N АК-2924/06, в котором приведены разъяснения по требованиям которые предъявляются к работникам организаций, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, отмечено следующее:

      Отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого уровня образования для работодателя может явиться причиной отказа в заключении с работником трудового договора.
      Прием на работу и создание аттестационной комиссии отнесены к компетенции образовательной организации.

      Письмо с разъснениями по ссылке: Письмо Минобрнауки России от 11.09.2014 N АК-2924/06

      К сожалению, по обжалованию решения об увольнении ничего не могу сказать.

      • Дмитрий

        Спасибо Вам, Сергей, за подробный ответ. Однако осталось несколько не понятно, что именно значит «профиль образования должен соответствовать области профессиональной деятельности». Какой профиль в данном случае подойдет для того, чтобы работать автоинструктором? У нашего автоинструктора имеется инженерное образование. Таковое не подойдет? Может быть, ему всего лишь нужно пройти дополнительное образование в области «Педагогика», не оставляя при этом работы в автошколе? Заранее благодарю.

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Дмитрий, профиль образования должен соответствовать области профессиональной деятельности, то есть должен отвечать направлению деятельности в образовательной организации (связанный с автомобильным транспортом, подготовкой водителей транспортных средств, МВД и т.д.).

          По поводу дополнительного профессионального педагогическое образования, согласно приказаN 608н, дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

          Не очень понятна позиция организации, так как человек имеет высшее образование и практический опыт работы по данному направлению и ничто не мешает по решению аттестационной комиссии назначить его на соответствующую должность. Тем более такая практика, довольно распространенная, так как часто очень трудно найти сотрудников обладающих соответствующим профилю образованием.

          • Сергей доброе утро!Помогите пожалуйста определиться,я сама много лет отработала в автошколе бухгалтером,но пришлось сменить место работы и сейчас бывшие коллеги обращаются за советом. Отработали по тридцать и более лет мастерами производственного обучения вождению,образование имеют только среднее,но такой богатейший опыт работы.Сейчас им предлагают написать заявление на увольнение и якобы их примут по договорам гражданско-правового характера(я считаю это вот полнейшее нарушение работать с курсантами и не состоять в трудовых отношениях).Они в отчаянии им оставалось по году ,два до выхода на пенсию,но сейчас пенсионный возраст увеличат.И смысл им обучаться сейчас на кануне пенсии.Можно ли в данном случае что то решить аттестационной комиссией?Извините за такой сумбурный крик души!!!

            • Сергей Милютин
              Сергей Милютин

              Ирина, здравствуйте.

              По данному вопросу мне трудно Вам ответить. Создание аттестационной комиссии (при отсутствии требуемого образования у работника) отнесены к компетенции образовательной организации и на их усмотрение.

              Трудовые отношения по договору гражданско-правового характера, сегодня распространены и многие автошколы, так работают.

              • Здравствуйте! Я правильно понимаю, что если у меня высшее образование по направлению «Социальная педагогика и практическая психология» + удостоверение водителя + стаж вождения 3 года= меня возьмут на работу инструктором по вождению или преподавателем теоретических дисциплин по вождению МТС??? Заранее благодарю за ответ!

                • Сергей Милютин
                  Сергей Милютин

                  Юлия, здравствуйте.

                  Проходите курсы подготовки и повышения квалификации для работников образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, после окончания обучения получаете соответствующее свидетельство и можете работать.

Добавить комментарий

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Для исключения спама, комментарии проходят предварительную модерацию перед публикацией. На все заданные Вами вопросы отвечаю по возможности (преимущественно в вечернее время).

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Гарантируется 100% конфиденциальность. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.