Главная / Правила дорожного движения / Круговое движение, правила проезда
Проезд кругового движения

Круговое движение, правила проезда

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня, мы рассмотрим, как правильно проезжать перекрестки с круговым движением. И самое важное, как безопасно двигаться на перекрестке, на котором организовано круговое движение.

Прежде чем перейти к правилам проезда проезда перекрестков с круговым движением (колец), остановимся на определении такого перекрестка. При движении по дорогам, одними из наиболее опасных участков автомобильных дорог являются их пересечения в одном уровне, на которых сосредоточиваются дорожно-транспортные происшествия, наблюдается снижение скорости движения автомобилей и значительно уменьшается пропускная способность дорог. Чтобы снизить аварийность на перекрестках и повысить пропускную способность пересечений в одном уровне, применяют планировки в виде кольцевых пересечений (перекрестки с круговым движением).

Кольцевое пересечение (перекресток с круговым движением): Пересечение в одном уровне с центральным островком, как правило, в форме окружности, и кольцевой проезжей частью, по которой осуществляется движение против часовой стрелки поворачивающих транспортных потоков.

Преимущество перекрестков с круговым движением (кольцевые пересечения в одном уровне), заключается в обеспечении пропускной способности, по величине близкую к пропускной способности пересечений в разных уровнях. Кроме того, при правильной организации кольцевого движения полностью или частично, исключается пересечение транспортных потоков, заменяя его последовательным слиянием и разветвлением в короткой зоне — зоне переплетения. Происходящие дорожно-транспортные происшествия на таких перекрестках (кольцах) отличаются как правило, незначительными последствиями. В связи с чем, перекрестки с круговым движением, считаются малоопасными.

Основные элементы перекрестка, на котором организовано круговое движение, показаны на рисунке ниже.

Схема перекрестка с круговым движением.

Круговое движение

К конструктивным элементам кольцевых пересечений относятся: центральный направляющий островок, устьевые направляющие островки, кольцевая проезжая часть, внутреннее кольцо, въезды и выезды, специальная правоповоротная полоса, разделительная полоса, островок безопасности.

На основе анализа данных статистики можно выделить основные группы дорожно-транспортных происшествий происходящих на кольцевых пересечениях (перекрестках с круговым движением): с двумя, тремя транспортными средствами, наезды на пешеходов и велосипедистов.

На схеме, отмечены основные виды ДТП, которые происходят на перекрестках с круговым движением.

Круговое движение

Виды ДТП на кольцевых пересечениях:
1. Боковое столкновение при въезде в узел;
2. Наезд на бордюрный камень внешней кромки кольцевой проезжей части;
3. Наезд на центральный направляющий островок;
4. Попутное столкновение автомобилей при въезде на кольцевое пересечение;
5. Боковое столкновение при выезде из узла;
6. Наезд на пешехода на пешеходном переходе;
7. Наезд на вершину устьевого направляющего островка;
8. Боковое столкновение при въезде (выезде);
9. Попутное столкновение на кольцевой проезжей части;
10. Попутное столкновение при выезде в зоне пешеходного перехода;
11. Наезд на велосипедиста при въезде в узел;
12. Наезд на велосипедиста при выезде из узла;
13. Боковое столкновение на кольцевой проезжей части;
14. Встречное столкновение на кольцевой проезжей части;
15. Наезд на пешехода на кольцевой проезжей части;
16. Наезд на пешехода при выезде из узла.

Перейдем непосредственно к Правилам дорожного движения и посмотрим, что в них сказано про круговое движение. В ПДД, нет точного определения перекрестку с круговым движением и правилам его проезда, а упоминание о таких перекрестках (кольцах) встречается всего несколько раз. Поэтому и возникают очень часто, сложности с пониманием правил проезда таких перекрестков. Давайте посмотрим, что у нас есть, это пункты 8.5 и 13.111 Правил дорожного движения.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Перед каждым въездом на перекресток, на котором организовано круговое движение, устанавливается знак 4.3 «Круговое движение».

4.3 Круговое движение

Очередность движения (приоритет), при проезде перекрестков с круговым движением может отличаться. Первое, если перед въездом на такой перекресток установлен только знак 4.3 «Круговое движение», то в соответствии с пунктом 13.111 преимущество в движении на таком перекрестке, будут иметь транспортные средства движущиеся по нему (по кольцу). Если же, перед выездом на перекресток с круговым движением (обозначенным знаком 4.3 «Круговое движение»), установлены знаки приоритета:

2.1 «Главная дорога»

4.3 Круговое движение

2.4 «Уступите дорогу»

2.4 Уступите дорогу

2.5 «Движение без остановки запрещено»

2.5 Движение без остановки запрещено

В этом случае, необходимо руководствоваться требованиями установленных знаков приоритета и пунктов правил 13.9 и 13.10. Подробнее, можно почитать по ссылке: Правила проезда перекрестков с круговым движением.

В Правилах дорожного движения, как мы уже говорили, нет определения и особых правил проезда перекрестков с круговым движением, кроме, что въезд разрешен с любой полосы. Выезд с кругового движения, выполняется как и на обычном перекрестке при повороте направо. Перед выездом,  мы должны заблаговременно занять крайнее правое положение и двигаться по возможности ближе к правому краю, если не организовано движение по полосам (например знаками 5.15.1 «Направление движения по полосам» или разметкой 1.7, 1.18), разрешающее иное движение. Это основные правила проезда перекрестков с круговым движением.

Теперь поговорим о включении указателей поворота, с которыми у нас часто путаница и не очень понятные «правила» их включения. Часто видим, что при въезде на перекресток с круговым движением, водители включают левые указатели поворота, а пункт 8.1 обязывает нас включать указатели поворота, соответствующие направлению (при въезде на кольцо, включаем правые указатели поворота, если посмотреть на знак 4.3 «Круговое движение», увидим, что движение организовано слева направо).

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Но из-за устройства (конфигурации) наших колец, где въезды и выезды очень часто находятся рядом (на мини-кольцевых пересечениях), включив правые указатели поворота, мы можем ввести остальных участников движения в заблуждение, а в Правилах дорожного движения есть пункт 8.2, который говорит нам, что:

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Исходя из этого пункта, лучше вообще не включать указатели поворота, если мы въезжаем на кольцо (например с правой полосы, с дальнейшим движением по кольцу) и не собираемся на ближайшем съезде покинуть его. А если еще вспомнить, что движение организовано на перекрестках с круговым движением слева направо, то включение левых указателей поворота выглядит странно, не смотря на то, что их включают, чтобы предупредить остальных участников движения о своем намерении двигаться по кольцу.

Теперь о включении указателей поворота, когда мы движемся по кругу. Здесь, мы обязательно включаем левый или правый указатели поворота только при перестроении, в зависимости на какую полосу перестраиваемся. И конечно, согласно пункту 8.4 Правил дорожного движения, уступаем транспортным средствам, которые двигаются не меняя направления движения, по своей полосе.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

При съезде с кольца, мы включаем правые указатели поворота, заблаговременно заняв крайнее правое положение.

 

Теперь остановимся на основных безопасных правилах проезда перекрестков с круговым движением (колец).

Хочу отметить, что здесь будут рассмотрены не все способы проезда перекрестков с круговым движением, а только основные, которые автор считает более безопасными для начинающих водителей. И конечно, мнение автора может не совпадать с мнением других участников дорожного движения. Данные уроки, являются только примерами для ознакомления, возможного движения на перекрестках с круговым движением. Помните, движение осуществляется в соответствии с Правилами дорожного движения Российской федерации!

На рисунке, безопасные траектории движения автомобилей на перекрестке с круговым движением.

Проезд кольца

Если мы намерены после въезда на перекресток с круговым движением (кольцо), выехать на втором (или первом) выезде как на рисунке, то думаю здесь все понятно и не требует особых объяснений. Подъезжая к перекрестку, заблаговременно занимаем правую полосу (указатели поворота включаем в зависимости от конфигурации кольца) и двигаясь по ней въезжаем на кольцо, также в правую полосу. С которой затем и выполняем выезд. На примере красного автомобиля, видим, что это достаточно просто и безопасно.

На примере синего автомобиля, показано, как безопасно двигаться по перекрестку с круговым движением, если нам необходимо выехать с кольца на третьем съезде или развернуться. Почему в примере, синий автомобиль двигается по левой полосе и внутреннему ряду на кольце? На первый взгляд, кажется, что проще двигаться как красный автомобиль, но это не совсем безопасно и требует от нас еще большего внимания и осторожности, не смотря на то, что мы двигаемся по Правилам.

Я считаю, что когда мы движемся на перекрестке с круговым движением, далее второго съезда, безопаснее выбирать для движения внутренний ряд. Движение по внешней полосе, далее второго съезда с кольца, не совсем безопасно для начинающих водителей, да и не только для них. Хотя, если почитать на просторах интернета, про правила движения на кольцах, чаще всего начинающим водителям, советуют двигаться по правой полосе. Можно выбрать и такой способ движения на перекрестке с круговым движением. Только не забывать, что на дороге есть участники движения, которые с нарушением ПДД, выполняют съезд с кольца с левой полосы.

Мой совет начинающим водителям, освоить именно способ проезда перекрестка с круговым движением, выполненный синим автомобилем. Этот способ требует, в основном внимания, только при перестроении (при смене полосы).

Рассмотрим дорожную ситуацию, в которой один из автомобилей, движется по внешней полосе далее второго съезда с кольца.

На рисунке пример, на котором показано, почему опасно двигаться по кольцу по внешней полосе, далее второго съезда.

ДТП на кольце

На рисунке, красный автомобиль движется по правой полосе, синий автомобиль по левой. Съезжая с кольца, синий автомобиль не уступил дорогу красному автомобилю, который двигался по кругу в соответствии с Правилами дорожного движения.

На кольцевом пересечении, движение можно осуществлять по любой выбранной полосе (кроме выезда с кольца). Двигаться по внешней полосе (красный автомобиль, на рисунках выше), конечно очень удобно, въезжаем с правой полосы и выполняем съезд через любой нужный нам выезд без каких-либо перестроений. Но если обратить внимание, как движутся транспортные средства на перекрестках с круговым движением в реальности, увидим, что многие участники движения, выполняют выезд с круга с внутренней полосы (ряда) в левую полосу. При этом уверены в том, что автомобиль справа продолжит движении в одном с ними направлении. А порой, некоторые водители, еще убеждены и в правильности выполнения своего маневра. К сожалению, похожие дорожные ситуации, случаются очень часто.

На видео, можно еще раз посмотреть, как правильно и безопасно проезжать перекрестки с круговым движением. 

ВЫВОД: Если на перекрестке с круговым движением, нам нужно далее второго съезда, лучше двигаться по внутреннему ряду и только на предпоследнем выезде, перед нашим съездом, перестраиваться в правое положение на проезжей части для выезда с кольца.

Двигаясь по внутренней полосе, мы исключаем, что кто-то окажется левее нас. Если же мы будем двигаться, как красный автомобиль в примерах выше, будем правы в случае ДТП, но вряд ли это улучшит нам настроение.

И конечно, обращаюсь к участникам дорожного движения, кто привык или иногда вынужден выполнять съезд из левой полосы. Не забывайте, что кроме нарушения Правил дорожного движения, у Вас может быть помеха справа — транспортные средства, движущиеся по кольцу и которым Вы не должны создавать помех. Будьте внимательны и осторожны!

Сегодня, мы рассмотрели с вами некоторые правила проезда перекрестков с круговым движением. Если у Вас остались вопросы, пишите. Буду рад вашим комментариям.

Добавить комментарий

На заданные вами вопросы отвечаю по возможности (преимущественно в вечернее время). Для исключения спама, комментарии проходят предварительную модерацию перед публикацией.

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Ваши данные не будут переданы третьим лицам. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

10 комментариев

  1. Аватар

    Здравствуйте, подскажите можно ли въехать на кольцо для разворота (кольцо слева) если находился в правой полосе, где установлен знак поворот только направо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Мария.
      Если правильно понял, перед въездом на перекресток с круговым движением установлен знак 4.1.2 «Движение направо», который указывает разрешенное направление движения. Но при въезде на круговое движение всегда устанавливается знак 4.3 «Круговое движение» (разрешается движение в указанном стрелками направлении), который и так предписывает направление движения слева направо и необходимости в применении знака 4.1.2 «Движение направо» просто нет. В любом случае, при въезде на «кольцо» сначала выполняется поворот направо и ничто далее не запрещает выполнить разворот.

  2. Аватар
    Дмитрий

    Здравствуйте, Сергей. У нас в городе есть кольцо с 4 полосами движения, но только с трех разрешен съезд, проблема в том, что самих полос, куда можно свернуть — только две, из-за этого водители, движушиеся в третьей полосе(им съезд разрешен, как и движение по кольцу дальше) подрезают водителей со второй. Мне кажется если съезд с кольца разрешен со второй полосы, то менять полосу и занимать крайне правое положение(т.е первую полосу) не очень удобно, водители с третьей полосы обязаны уступать, так как они меняют полосу и у них помеха справа. Прав ли я в своих рассуждениях?Спасибо

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Дмитрий. Вы правильно написали и абсолютно правы, что необязательно занимать крайнее положение, если съезд с кольца разрешен с нескольких полос (это удобно для водителей и безопасно, за исключением, что съезд разрешен с трех полос на двухполосную дорогу), но при условии, что выезды эти обозначены разметкой 1.18 (указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам) или (и) знаками 5.15.1, 5.15.2 (направления движения). И конечно, согласно пункту 8.4, тот водитель, который меняет направление движения, уступает дорогу движущимся без изменения направления движения.

      8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

      Удачи Вам и безопасной дороги!

      • Аватар
        Рустам

        Сергей, а подскажите, как следует поступить в данном случае? Я полагаю, что обе машины находятся на одной дороге, соответственно, имеют один приоритет, но зелёная при этом едет прямо, хотя и на выезд с круга, а белая, несмотря на то, что едет по кругу, перестраивается, то есть выполняет маневр. Соответственно, белая должна пропустить зелёную. Мои рассуждения верны?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Рустам, здравствуйте.

          Все верно, оба автомобиля уже находятся на перекрестке, на котором организовано круговое движение. Проезжая часть дороги разделена на полосы разметкой.

          Назвать перестроением маневр белого автомобиля достаточно сложно, так как согласно определению, перестроением является выезд из занимаемой полосы с сохранением первоначального направления движения. В данном случае, белый автомобиль двигается по полосе обозначенной разметкой предназначенной для движения прямо и намерен выполнить маневр связанный с изменением направления движения.

          Зеленый автомобиль двигается по полосе, по которой можно продолжить движение как прямо на выезд с перекрестка, так и продолжить движение по кольцу.

          Если, все же считать маневр белого автомобиля перестроением, то несмотря на то, что он находится на перекрестке с круговым движением, осуществляется движение по полосе предназначенной для движения прямо, а при выезде из занимаемой полосы водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

          8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

          Но в данном случае, из-за планировки схемы организации дорожного движения, скорее приходится говорить о выполнении белым автомобилем поворота налево, для возможности продолжить движение по кольцу. В этом случае, обязанность водителя белого автомобиля выполнить требование пункта 8.5 Правил, а именно занять заблаговременно соответствующее крайнее (левое) положение на проезжей части дороги перед выполнением маневра. Следовательно и в таком случае, зеленый автомобиль имеет преимущество.

          8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

          Подобные схемы созданные без привязки к реальным дорожным условиям, в действительности сложно комментировать.

          На немного измененной схеме ниже, движущийся по кольцу белый автомобиль имеет преимущество перед зеленым автомобилем.

          • Аватар
            Дмитрий

            А как быть в случае если разметка отсутствует ?

            • Аватар
              Рустам

              Полагаю, что при отсутствии разметки едем исключительно по знакам и п.13.11(1), то есть так же, как и в случае кольцевой разметки, которую изобразил Сергей Милютин.

  3. Аватар
    Виталий

    Разрешен ли поворот на кольцо с трамвайных путей попутного направления? Спасибо

    • Аватар
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Виталий.
      В соответствии с пунктом 9.6 Правил, разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, если они расположены слева, при занятых остальных полосах, а также при объезде, повороте налево и развороте. О правом повороте речи не идет, а движение на перекрестках с круговым движением, организовано слева на право.

      9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

      Теперь обратимся к пункту 8.5 Правил. В пункте 8.5, не оговорено какое положение занимать на проезжей части, перед въездом на перекресток с круговым движением. Из Правил, мы знаем, что трамвайные пути не относятся к проезжей части (трамвайные пути, как и проезжая часть, являются элементом дороги), а в 8.5 речь идет о проезжей части.

      8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

      При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

      Во втором абзаце, говорится только о повороте налево и развороте с трамвайных путей попутного направления. Если следовать Правилам дорожного движения, разрешены только такие маневры, как поворот налево или разворот, поворот направо с трамвайных путей не разрешен, следовательно въезжать с трамвайных путей на перекресток с круговым движением тоже запрещено.
      С уважением.