Главная / Правила дорожного движения / Поворот главной дороги

Поворот главной дороги

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня рассмотрим дорожную ситуацию, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, один автомобиль (красный) двигается прямо по левой полосе (в направлении второстепенной дороги), другой автомобиль (синий) выполняет поворот налево из левой полосы. Данная дорожная ситуация вызвала в сети бурные обсуждения, вроде даже разобрались кто прав, но и сегодня у участников дискуссии нет единого мнения. Я немного уже обращался к теме главной дороги, речь в ней шла о включении указателей поворота при движении по главной дороге.

Перед нами рисунок, главная дорога на котором меняет направление, а съезд на второстепенную дорогу продолжается прямо.

Главная дорога меняет направление

Знаки и разметка направления движения по полосам перед перекрестком отсутствуют. Красный автомобиль двигается по левой полосе прямо в направлении второстепенной дороги. Синий автомобиль двигающийся по правой полосе, готовится выполнить поворот налево в направлении главной дороги. На перекрестке происходит ДТП. И здесь участники, обсуждающие данный случай, разделись на два лагеря. Одни уверены, что виноват водитель красного автомобиля, так как как двигался в направлении второстепенной дороги и не уступил синему автомобилю двигающемуся по направлению главной дороги. Другая сторона, уверена, что виноват водитель синего автомобиля, что он должен был уступить красному автомобилю, который двигался без изменения направления движения.

Начнем с Правил дорожного движения, в которых в полной мере раскрыты действия водителей в данной ситуации.

Как мы уже отметили, знаки и разметка определяющие направление движения по полосам, на рассматриваемой нами дороге отсутствуют.

Первое, что видим, перед перекрестком установлены дорожные знаки.

2.1 Главная дорога

2.1 «Главная дорога» (Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков).

8.13 Направление главной дороги

8.13 «Направление главной дороги» (Указывает направление главной дороги на перекрестке).

Обратимся к правилам установки дорожных знаков.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

5.3.2 Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой.

5.9.17 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.

Из Правил дорожного движения и ГОСТ следует, что 8.13 «Направление главной дороги», применяется когда главная дорога меняет направление на перекрестке (в данном случае не можем отнести к перекресткам со сложной планировкой). Водитель двигаясь по главной дороге, также меняет направление движения (на перекрестке), а именно выполняет поворот (поворот — изменение направления движения), который  и относится к маневру.

Из Правил, маневром являются: начало движения, перестроение, поворот (разворот), остановка, движение задним ходом.

Вернемся к рисунку и автомобилям на нем. Красный автомобиль, двигается в направлении второстепенной дороги и он не меняет траектории, при движении прямо, соответственно не выполняет маневра. При отсутствии знаков или разметки направления движения по полосам, водителю красного автомобиля не запрещено продолжить движение прямо по любой полосе.

Теперь к синему автомобилю, водитель которого выполняет поворот налево в направлении главной дороги. Мы видим, что транспортное средство находится в правой полосе, а для поворота налево, водитель обязан был применить пункт 8.5 Правил.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Если следовать Правилам дорожного движения, в действиях красного автомобиля нарушения нет, в отличии от водителя синего автомобиля, который обязан был занять крайнее левое положение на проезжей части для выполнения поворота (маневра) налево, независимо от того, что двигался в направлении главной дороги.

Нужно заметить, что рассматриваемая выше ситуация, относится к населенным пунктам, когда движение разрешено по любой полосе (кроме случаев, когда дорога имеет для движения в данном направлении три полосы и более и т.д.). Если рассматривать настоящий случай, при движении вне населенных пунктов, то водитель красного автомобиля (не рассматриваем случай опережения, автомобили двигаются с равными скоростями), в соответствии с пунктом 9.4 Правил, должен был двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В тоже время, ничто не запрещает водителю красного автомобиля, выполнить опережение на рассматриваемом нами участке дороги. В любом случае, это не отменяет обязанности водителя синего автомобиля, перед маневром, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части.

На снимке пример, как при помощи разметки и знаков, должно быть организовано движение на таких пересечениях проезжих частей, во избежание недоразумений в подобных случаях.

 

Главная меняет направление

Повышению обеспечения безопасности, может способствовать также правильный выбор варианта трассы дороги и ее элементов, позволяющий водителю оценивать и прогнозировать дорожные условия.

ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.

3.3.2. Взгляд водителя последовательно задерживается на привлекающих его внимание опорных точках. Благодаря их расположению у водителя складывается впечатление о дальнейшем направлении дороги, в том числе и за пределами непосредственной видимости. Резкое изменение направления является причиной неправильных действий водителей, граничащих с возможностью ДТП.

Продуманное расположение опорных точек для заблаговременного оповещения водителей о дальнейшем направлении дороги в местах поворотов и ограничение видимости существенно способствуют повышению безопасности и организованности движения.

На рисунке, пример появления ложного хода (а) и его исправление (б)

Главная меняет направление

Немного остановимся на пункте 13.10, который тоже пытаются применить в данном случае.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Пункт 13.10 регулирует очередность проезда нерегулируемых перекрестков, в соответствии с установленными на перекрестке знаками приоритета, но не как очередность при движении по полосам с одного направления.

Вопрос для тех, кто уверен, что при движении по главной дороге (если она меняет направление), нет необходимости занимать соответствующее крайнее положение на проезжей части.

Будем считать, разметка и знаки направления движения по полосам на дороге отсутствуют (снимок ниже). Из какой полосы, можем продолжить движение в направлении главной дороги (направо)?

Главная меняет направление

Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (ВСН 25-86).

6.2. Элементы пересечений в одном уровне.

6.2.1. Все элементы пересечений в одном уровне должны обеспечивать возможность плавного выполнения маневров поворота, без помех и чрезмерного снижения скорости, в особенности при движению по главному направлению.

Если у Вас остались вопрос по теме, пишите, попробуем разобраться. Всем безопасной дороги!

Автор: Сергей Милютин

Сергей Милютин
ДОРОГА! БЕЗОПАСНОСТЬ! ЖИЗНЬ! От нас зависит, что будет на дороге завтра.

27 комментариев

  1. Как на подобном регулируемом перекрёстке, зелёный автомобиль определит, когда ему начать движение?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Юрий, здравствуйте.

      Вы правильно заметили, что перекресток регулируемый (знаки приоритета не действуют).

      Согласно пункта 13.5 Правил, красный автомобиль при движении в направлении стрелки в дополнительной секции одновременно с красным сигналом светофора обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

      Первая ситуация, если предположить по рисунку, что с направления зеленого автомобиля нет светофора и знаков, тогда для него это равнозначный перекресток и при повороте налево, он должен уступить дорогу только встречным транспортным средствам, поэтому в данной ситуации, он имеет право проехать перекресток первым.

      Ситуация два, если же со стороны зеленого автомобиля установлен светофор (не поместился на рисунке) ) и ему разрешено движение, следовательно у него зеленый сигнал светофора, а при повороте налево по зеленому сигналу светофора водитель обязан уступить дорогу только транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо (пункт 13.4) и здесь он тоже имеет преимущество.

      Если у водителя зеленого автомобиля остались сомнения в своем преимуществе, тогда он убеждается, что красный автомобиль уступает ему дорогу (остановился у пересечения проезжих частей) и после этого завершает маневр.

  2. Николай

    Сергей, добрый день. Хочу обсудить с Вами задачку.
    Я вижу главную двухполосную дорогу. Слева от главной второстепенная. Знак особого предписания 5.5 «Дорога с односторонним движением». «Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении». Знак дополнительной информации 8.13. «Направление главной дороги» «Указывает направление главной дороги на перекрёстке». Знак приоритета 2.1. «Главная дорога». «Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрёстков».
    Я вижу — зелёный едет по своей полосе по главной дороге с односторонним! движением и не нарушает. Красный игнорирует знак 5.5 и нарушает 8.1., 8.4. и 8.5. Я читал ваш коммент на похожую сутуацию, но там не было 5.5. и ещё мне непонятно, почему Вы пишите, что зелёный едет в направлении главной дороги, а не по главной дороге?
    Пока всё, спасибо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Николай, здравствуйте. Спасибо за Ваш вопрос.
      Ниже, два снимка главной дороги (дорога одна, до поворота и после) с односторонним движением. Главная дорога на перекрестке меняет направление (об этом информирует знак 8.13), то есть по сути как и в Вашем примере.

      Первый снимок до поворота.

      Второй снимок главная дорога после поворота налево.

      В моем примере, мы выполняем поворот налево на перекрестке, двигаясь по главной дороге? Я думаю, что согласитесь с тем, что выполняем именно поворот, а не движемся прямо. Раз выполняем поворот, следовательно меняем направление, что есть маневр и этом случае обязаны выполнить пункты 8.1 и 8.5 Правил. Знаков движение по полосам нет, соответственно, водитель перед маневром должен занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Снова к моему примеру, если из левого ряда, поехать прямо, указатели поворота необходимо будет включать или нет? Думаю, что нет, мы направление движения на перекрестке не меняем (назвать движение прямо поворотом, сложно), а продолжаем движение прямо и уступать дорогу некому. А чтобы продолжить движении по главной дороге (двигаясь по правой полосе), необходимо будет изменить направление движения на перекрестке, чтобы выехать в намеченном направлении с пересечения проезжих частей и соответственно выполнить требование пункта 8.5 Правил.

      В Вашем примере, главная дорога односторонняя, но сказать, что зеленый двигается без изменения движения нельзя, главная в соответствии с установленными знаками на перекрестке меняет направление и водитель двигаясь по ней, тоже меняет направление. И если обратить внимание, у зеленого автомобиля (в примере) включены правые указатели поворота, говорящие о том, что он собирается выполнить маневр (поворот направо). Не смотря на то, что дорога односторонняя, пункт 8.5, обязывает перед маневром занять соответствующее крайнее положение для движения в данном направлении.

      8.5 Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

      Главная дорога меняет направление на перекрестке? Меняет! Следовательно, для движения в направлении главной дороги, водитель зеленого автомобиля обязан занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Водитель красного автомобиля движется на перекрестке прямо.

      Теперь посмотрим на тот же рисунок, но немного с измененным знаком 8.13.

      Такая схема организации движения, изображенная на знаке 8.13, не вызывает сомнений и информирует о том, что на главной дороге присутствует съезд на второстепенную дорогу (с выполнением левого поворота). Красному автомобилю необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части перед выполнением маневра, а водителю зеленого автомобиля, нет необходимости включать указатели правого поворота, двигаясь по главной дороге.

      ГОСТ Р 52290-2004.
      3.7На знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.

      Почему, я привел рисунок с немного измененным знаком 8.13? По той причине, что согласно ГОСТ Р 52289-2004, табличка 8.13 может применяться со знаком 2.1 «Главная дорога» не только на перекрестках, где главная дорога изменяет направление, но и на перекрестках со сложной планировкой.

      ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

      5.9.17 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.

      5.3.2 Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
      Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов — предварительно на расстоянии 150-300 м до перекрестка и перед перекрестком (рисунок В.4а).

      Такое применение знаков возможно для того, чтобы у водителей была возможность заранее определить дальнейшее направлении дороги, в том числе и за пределами непосредственной видимости.

      «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах»
      3.3.3. Наиболее опасными являются участки, неверно ориентирующие водителя о дальнейшем направлении дороги, и участки, на которых в течение даже короткого времени (5 с и менее) дальнейшее направление дороги определить невозможно.

      Частая ошибка, вызывающая создание так называемого ложного хода и неверно ориентирующая водителя, связана с расположением примыканий дорог и проектированием обходов населенных пунктов. Для устранения ложного хода следует примыкание переносить на кривую.

      И не совсем понятно, почему по данному вопросу возникает много споров (хотя одна из причин, не всегда верная организация движения, но от которой зависит безопасность на дороге). Конечно, вроде ясно, что главный аргумент, что движение осуществляется на перекрестке по главной дороге и мы с нее никуда не съезжаем. Но дорога на перекрестке (почти во всех рассматриваемых случаях в сети), меняет направление, в соответствии со схемой движения изображенной на знаке 8.13 и мы, чтобы продолжить движение по главной дороге, должны на перекрестке изменить направление движения (чтобы выехать с перекрестка в намеченном направлении), именно относительно перекрестка, а не главной дороги и обязаны выполнить требования 8 раздела Правил.

      Немного по рисунку, если второстепенная дорога является двусторонней, то выезд с нее на главную дорогу точно не выглядит, как предназначенный для левоповоротного направления движения. Кроме того, на участках дорог, где происходит слияние или разветвление (участки съезда или въезда) неравнозначных дорог, профиль главной дороги должен быть по возможности плавным, с четким выделением траекторий основных потоков.

      По второму вопросу, Вы правильно отметили, автомобиль двигается по главной дороге. Въезжает на перекресток по главной дороге и выезжает с перекрестка (с пересечения проезжих частей) в направлении главной дороги. Нужно будет немного у себя исправить.

      • Михаил

        Здравствуйте, из Вашей статьи следует, что водитель красного автомобиля в населенном пункте имеет преимущество и вне населенного пункта должен уступить? Или я что то не понимаю?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Михаил, здравствуйте. Речь, не о преимуществе в движении, а о том, что если рассматриваемая дорожная ситуация возникнет вне населенного пункта, то при движении по левой полосе (как в примере), со стороны водителя красного автомобиля, будет не выполнение требований пункта 9.4 Правил, а именно обязанность двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

          9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

          При движении в населенном пункте, можно использовать наиболее удобную для полосу движения (кроме случаев, когда дорога имеет для движения в данном направлении три полосы и более).

          9.4.В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

          Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

          • Михаил

            Спасибо за ответ, которого и ожидал. Дело в том, что 9.4 в данном случае не совсем подходит , так как крайняя правая полоса в данном случае занята синим автомобилем и водитель красного автомобиля может занимать левую полосу с целью опережения. На данном перекрестке опережение не запрещено согласно ПДД РФ.

            И еще одно обращение с просьбой отредактировать концовку статьи, так как некоторые граждане ссылаясь на вашу статью уверяют на просторах интернета людей о том, что проезд перекрестков, как показано в примере с красным и синим автомобилем, в населенном пункте и в не населенного пункта отличаются по приоритету красного автомобиля, а именно в населенном пункте приоритет у красного автомобиля, а в не населенного пункта приоритет у синего автомобиля!

            • Сергей Милютин
              Сергей Милютин

              Михаил, спасибо за Ваши замечания, текст поправил. Пункт 9.4 не подходит, если как вы отметили красный автомобиль выполнял опережение. Я рассматриваю случай, когда автомобили двигаются с равными скоростями, чтобы не усложнять обзор данной ситуации.

  3. Эксперт

    » Водитель двигаясь в направлении главной дороги, тоже меняет направление, а именно выполняет поворот (поворот – изменение направления движения), который и относится к маневру.»

    Очень интересно?!А направление движения относительно чего?Относительно ДОРОГИ или сторон Света?Разве можно совершить ПОВОРОТ,не покидая пределов дороги?…

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте.

      Следуя Вашей логике, а не Правилам дорожного движения, при движении в направлении главной дороги на перекрестке, когда она изменяет свое направление, мы не выполняем поворота. Следовательно, при установленной табличке 8.13 “Направление главной дороги”, как на снимке ниже, вполне можно не выполнять требования пунктов 8.1 и 13.1, так как данные пункты Правил требует от нас уступить дорогу пешеходам и велосипедистам при выполнении поворота, как и включение указателей поворота.

      8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

      13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

      На снимке (ниже), главная дорога меняет направление. Если двигаясь по главной, считать, что направление движения не меняется, тогда можно смело игнорировать пункт 8.1 Правил и оставить предположения, водителю двигающемуся по второстепенной дороге, о том, в каком направлении продолжит движение транспортное средство которое находится на главной, будет двигаться прямо или «прямо» в направлении главной (ведь направление движения, относительно главной дороги, не меняется). Про пункт 13.9 Правил, никто не забыл!

      13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

      Пункт 13.10, также подтверждает, что главная дорога на перекрестке может менять направление, относительно своего первоначального направления.

      13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

      Далее, выходит можно смело игнорировать требования пунктов 8.5 и 8.6 двигаясь по главной дороге, ведь направление относительно дороги мы не меняем.

      8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

      При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

      8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

      При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

      Знак 8.13 “Направление главной дороги” на перекрестке присутствует, присутствует и говорит о том, что главная дорога изменяет свое направление на перекрестке относительно первоначального направления и двигаясь по главной дороге (въезжая на перекресток), мы также меняем направление движения на перекрестке.

      Есть Правила дорожного движения и мы обязаны выполнять их требования.

      И в завершении, возможно выполнить разворот, не покидая дороги?

      • Эксперт

        Меня удивляет,почему здесь не приведены ПДД Рф в полном объёме?…При чём здесь все приведённые Пункты ПДД?Почему нужно обращать внимание на Пункт 8.1?Разве двигаясь по серпантину нужно выполнять Пункты 8.1 и 8.5?Или вы считаете определяющим «перекрёсток»?Не убеждает!Поворот можно совершить и вне перекрёстка!Целесообразнее применить Пункт 8.2,чтобы не оставить сомнения водителям на второстепенной дороге в своих намерениях продолжить движение в направлении главной дороги.И,в конце концов,направление движения определяется относительно дороги.Поворачивает ДОРОГА,а мы ,двигаясь по ней ,Поворот не совершаем!
        А,кстати,о пазвороте речи не шло…Разворот,-это не ПОВОРОТ.

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Добрый вечер. В данном вопросе, вряд ли возможно убедить Вас в обратном, да и цели такой не ставится.

          Ответ на Ваш первый вопрос, именно Правила дорожного движения, устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

          Почему нужно обращать внимание на пункт 8.1 Правил,

          Изображения из экзаменационных билетов ГИБДД:
          В каком направлении транспортное средство продолжит движение, прямо или в направлении главной дороги (если не считать поворотом, движение по направлению главной дороги на перекрестке)?

          Транспортное средство продолжит движение в направлении главной дороги.

          Должен ли водитель в данной ситуации, включать указатели левого поворота?

          по той же причине, что и на пункт 13.1, который обязывает нас при выполнении поворота уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, а если при движении по главной дороге (на перекрестке) мы не выполняем поворота (не меняем направление движения), то следовательно необходимости в выполнении требований этих пунктов нет.

          В каком направлении продолжит движение автомобиль и должен ли, при движении в направлении главной дороги уступить дорогу пешеходам, в соответствии с 13.1 Правил?

          Правильно, при движении по серпантину, пункты 8.1, 8.5 выполнять не нужно, так как имеем закругления дороги, образованные кривыми в плане. А извилистость дороги, ни что иное, как количество кривых в плане на 1 км дороги (ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах).

          Дорожные знаки 1.11.1, 1.11.2 “Опасный поворот”.

          1.11.1, 1.11.2 “Опасный поворот”. Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 – направо, 1.11.2 – налево.

          ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения.

          5.2.14 Знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» устанавливают перед кривыми в плане, на которых значение коэффициента безопасности* менее 0,6, а также перед кривыми в плане, на которых расстояние видимости встречного автомобиля при скорости, характерной для предшествующего кривой участка дороги, меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (таблица 3).

          На снимке ниже, знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» указывают разрешенные направления движения по каждой из полос на перекрестке, как и разметка 1.18, которую тоже применяют для указания разрешенных на перекрестке направлений движения по полосам. Знаки и разметка указывают, что при движении по правой полосе, нам разрешено продолжить движение только направо, что является изменением направления движения (при выезде с пересечения проезжих частей) на перекрестке, а именно поворотом.

        • Эксперт

          День добрый!
          Меня не нужно ни в чём убеждать!Да и вряд ли вы,с вашей компетенцией в ПДД ,это способны сделать! Вы подгоняете ситуацию под Пункт 8.5 ,а не Пункт под ситуацию.Эту ситуацию ПДД Рф вообще не способны урегулировать,поскольку в них нет определения манёвру «поворот».Поэтому на таких перекрёстках каждый действует всилу своего интеллекта…
          А это мне очень понравилось:»Правильно, при движении по серпантину, пункты 8.1, 8.5 выполнять не нужно, так как имеем закругления дороги, образованные кривыми в плане. А извилистость дороги, ни что иное, как количество кривых в плане на 1 км дороги.»
          Пора бы это внести,наконец, в ПДД РФ.

          • Сергей Милютин
            Сергей Милютин

            В завершении разговора по вопросу, если Вы считаете, что водитель транспортного средства при движении по главной дороге (когда она изменяет направление на перекрестке) не меняет направление, значит для Вас так и есть. Продолжение обсуждения можно закрыть.

            • Водитель при движении по главной дороге меняет направление вместе с дорогой, но не меняет направление движения. Направление движения — это направление дороги, это не прямо или криво, это по дороге, или в сторону от нее. Почитайте Конвенцию о дорожном движении ст.16., там все написано коротко и ясно. Крайнее положение занимается при выезде с дороги на другую дорогу на перекрестке, или на прилегающую территорию вне перекрестка, тот, кто едет по дороге, в т.ч. и, главной имеет безусловное преимущество перед тем, кто с этой дороги съезжает. И направление дороги, и наличие перекрестка не имеют никакого значения.Прямолинейность движения сама по себе не имеет никакого значения и не дает никому преимущества, не надо вводить других в заблуждение. Поворотник включается всегда, когда на перекрестке есть разные варианты движения, но крайнее положение водитель обязан занять только выезжая с дороги, хоть строго прямо, хоть криво, хоть на перекрестке, хоть в Африке…
              Это аксиома, которую Вы так и не осилили…

              • Сергей Милютин
                Сергей Милютин

                Hoary, здравствуйте.

                С Конвенцией о дорожном движении знаком и с пунктом 1, статьи 16 (Изменение направления движения), что Вы привели тоже и который очень часто упоминается в сети при обсуждении данной темы. Но по какой-то причине, не обращаем внимания на десятую статью конвенции (Расположение на дороге), а именно на пункт 3.

                3. Не нарушая иного рода положений пункта 1 статьи 7, пункта 6 статьи 11 и других положений противоположного характера, содержащихся в настоящей Конвенции, водитель транспортного средства должен в той мере, в какой позволяют обстоятельства, находиться ближе к краю проезжей части, соответствующему направлению движения. Однако Договаривающиеся стороны или их территориальные подразделения могут регламентировать более конкретно правила расположения на проезжей части грузовых транспортных средств.

                Статья 1. Определения.

                z) термины «направление движений» и «соответствующий направлению движения» означают правую сторону, если в соответствии с национальным законодательством водитель транспортного средства должен при встрече с другим транспортным средством пропустить его слева; в противном случае эти термины означают левую сторону;

                Если принимать во внимание только статьи Конвенции о дорожном движении, раз Вы ее здесь привели, то в соответствии с 10 статьей конвенции (16 статья ее не отменяет), водители должны находиться ближе к краю проезжей части, соответствующему направлению движения.

                При изложении требований применяют слова: «должен», «следует», «подлежит», «необходимо», «требуется», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не должен», «не следует», «не подлежит», «не могут быть» и т. п.

              • Честно говоря, я так и не понял причем тут вообше ст.10 Конвенции?????
                Она никак не пересекается со ст. 16. Эти статьи о совсем разных вещах. При движении по дороге водитель должен двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, а при выезде с дороги — занять самое крайнее положение на проезжей части соответствующего направления, то есть прижаться или к обочине, или к осевой линии, чтобы не мешать тем, кто прололжает движение по дороге. Что здесь не так??? Двигаться как можно ближе к правому краю дороги и занять крайнее положение на проезжей части при выезде с дороги — это не одно и то же. Не могу уловить сути Вашего поста, и не вижу тут никаких противоречий, да, водители должны находиться ближе к правому краю дороги, но если крайние полосы заняты , можно ехать по дороге в любой другой свободной полосе того же направления. Речь ведь не об этом… Я пытаюсь Вам объяснить, что двигаясь по главной дороге, меняющей направление, водитель не совершает поворот на другую дорогу, и не обязан занимать при этом крайнее положение на проезжей части, а Вы о чем? *****

    • » Водитель двигаясь в направлении главной дороги, тоже меняет направление, а именно выполняет поворот (поворот – изменение направления движения), который и относится к маневру.»

      Очень интересно?!А направление движения относительно чего?Относительно ДОРОГИ или сторон Света?Разве можно совершить ПОВОРОТ,не покидая пределов дороги?…

      Можно… Только это будет не поворот на другую дорогу, при котором согласно Конвенции о дорожном движении занимается крайнее положение на проезжей части дороги. Суть занятия крайнего положения как раз и состоит в том, чтобы при выезде с дороги не мешать и не пересекать траекторию тех, кто по этой дороге движется, но очень многие этого не понимают, и считают, что п.8.5. применяется при любом повороте руля, а прямолинейность движения дает преимущество, мешают в кучу и выезд с дороги, и изгиб дороги, и это печально…

  4. Здравствуйте, по поводу съезда с главной. Выше показана ситуация с односторонним движением. А если главная сворачивает направо, мне нужно прямо, должна ли я пропустить встречное движение? Судя по статье, прав тот, кто едет прямо, но встречные из-за поворота меня не видят.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Ольга.
      В рассмотренном примере выше, речь идет о расположении транспортных средств на проезжей части, перед выполнением маневра.
      Если Вы имеете ввиду, ситуацию как на рисунке ниже. Вы находитесь на главной дороге (собираетесь продолжить движение прямо), транспортные средства приближающиеся справа, тоже на главной дороге, при движении прямо (в направлении второстепенной дороги), они для Вас являются помехой справа и в соответствии с пунктами 13.10 и 13.11 Правил, Вы должны уступить им дорогу.

      13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

      13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

      • Спасибо ..

      • Почему в ваших комментариях (как и в других)..постоянно упоминается пункт ПДД 8.5?? Почему в пункте 8.5 упоминается ( «кроме случаев» с ПКД ) ?? ..О чем прописано в пункте ..этого раздела..8.9 ?? Для каких перекрёстков написаны пункты 13.10 13.11..Почему (по вашему утверждению ) занявший полосу для поворота налево и разворота..водитель может..безбоязненно..ехать прями на перекрёстке 13.10..пересекая..допустим—дорогу Общественному транспорту (автобусы.троллейбусы)?? .В пункте 13.11 упоминается ТС- «приближающимся справа» ..для обоих Водителей как понять Сей Пункт???

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Здравствуйте, Юрий.

          1. Выполнение пункта 8.5 Правил, позволяет при выполнении маневров (поворота, разворота), уменьшить вероятность возникновения аварийных ситуаций на дороге. Заняв заблаговременно соответствующе крайнее положение на проезжей части, мы исключаем, что справа или слева окажутся другие транспортные средства (нарушителей ПДД не считаем, поэтому в любом случае должны быть внимательны и осторожны). Также, при подъезде к перекрестку, плотность транспортного потока увеличивается и перестроится бывает достаточно сложно. Заняв заранее соответствующее положение для дальнейшего движения, мы не будем мешать и остальным участникам дорожного движения, которые двигаются в других направлениях.

          Правилами не запрещено, при въезде на перекресток с круговым движением, выбирать удобную полосу для дальнейшего движения, так как все транспортные средства при въезде на кольцо двигаются в одном направлении (направо).

          8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

          2. На рисунке ниже, применение пункта 8.9 Правил, так как очередность проезда в данном случае не оговорена правилами. Синий автомобиль уступает дорогу красному автомобилю, как приближающемуся справа (дворы, АЗС и т.п.).

          8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

          3. На рисунке ниже перекресток, знаки движения по полосам и разметка отсутствуют, следовательно, ни что не запрещает синему автомобилю продолжить движение прямо, по левой полосе. Правила обязывают занять крайнее положение на проезжей части, предназначенное для движения в данном направлении перед поворотом направо, налево или разворотом. Водитель красного автомобиля, при отсутствии разметки и знаков движения по полосам, может продолжить движение только направо или прямо

          8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

          Маршрутные транспортные средства могут отступать от требований знаков 5.15.1 и 5.15.2.

          5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
          5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.
          Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

          Но в тоже время маршрутные транспортные средства как и другие транспортные средства, обязаны выполнять требования пункта 8.5 Правил.

          4. На следующем рисунке, синий и красный автомобили находятся на главной дороге (главная дорога на перекрестке меняет направление). В соответствии с пунктом 13.10 Правил, водитель красного автомобиля должен уступить синему, как приближающемуся справа по равнозначной дороге.

          13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

          5. На рисунке (ниже), равнозначный перекресток. Водитель синего автомобиля, должен уступить дорогу красному автомобилю, приближающемуся справа, пункт 13.11 Правил.

          13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

      • Добрый день. Интересует вопрос по данному рисунку. Предположим на данном рисунке отсутствует половина знака 8.13 он не читаемый,не соответствует госту. в таком случае считается прямая главной дорогой? Не могу ни где найти подобную статью. произошло ДТП и жену посчитали виновной

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Олег, здравствуйте.

          Если со знаками 2.1, 2.4, 2.5 применена табличка 8.13 «Направление главной дороги», то трудно считать, что главная дорога в прямом направлении. Так как табличку 8.13 применяют в случаях, когда главная дорога на перекрестке изменяет свое направление и на перекрестках со сложной планировкой.

          В тоже время к знакам согласно ГОСТ Р 52289-2004 применяются требования по ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 50597.

          ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

          5.1.2 Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

          ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

          4.1.2 Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

          ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

          3.7 На знаках 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.

          И здесь уже должны быть вопросы у ГИБДД, к службам ответственным за содержание и обслуживание дорожных знаков на данном участке дороги.

  5. Сергей

    Сергей, а какова будет очередность проезда перекрёстка, если один водитель (как на заглавном фото) поворачивает (вместе с главной дорогой)на зеленый сигнал налево, а водитель двигающийся навстречу (у него знак «уступи дорогу») на зеленый собирается проехать перекресток прямо?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Сергей. Если, перекресток регулируется светофорами, то в соответствии с пунктом 13.3 Правил, такой перекресток является регулируемым и мы обязаны руководствоваться сигналами светофора.
      И только при выключенных или неисправных светофорах, мы руководствуемся установленными на нем знаками приоритета.

      13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

      При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

      На снимке перекресток, где очередность проезда определяется светофорами.

      На следующем снимке, руководствуемся знаками приоритета.

      Следовательно, первый водитель (на зеленый сигнал светофора) въезжает на перекресток и останавливается, уступает дорогу водителю встречного автомобиля в соответствии с пунктом 13.4, движущемуся на зеленый сигнал светофора прямо, и только после этого завершает маневр (поворот налево).

      13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Гарантируется 100% конфиденциальность. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.