Главная / Правила дорожного движения / Перекресток без пешеходного перехода
На перекрестке нет пешеходного перехода

Перекресток без пешеходного перехода

И снова возвращаемся к пешеходам. В предыдущей записи, мы говорили о том, как правильно пропускать пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. В этот раз, речь пойдет, об обязанностях водителей и пешеходов на нерегулируемых перекрестках, при отсутствии пешеходного перехода. В правилах дорожного движения, данная ситуация подробно и ясно изложена. Но к сожалению, в действительности, мы порой не уверены как должны поступить. Некоторые участники дорожного движения, не совсем верно трактуют правила.

Как обычно, начнем с обращения к правилам.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В пункте 4.3 указано, как должен поступить пешеход при отсутствии пешеходного перехода на перекрестке, правильно переходить по линии тротуаров или обочин. Здесь нет ни слова, что эти линии приравниваются к пешеходным переходам. Если было бы иначе, то следующий пункт имел бы иное содержание.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Но здесь,  в отличии от перехода где нужно убедиться в безопасности, правила прямо обязывают пешехода не создавать помех для движения транспортных средств. Поэтому, не совсем понятно, чем руководствуются некоторые участники, приравнивая к пешеходному переходу линии тротуаров или обочин.

нет пешеходного перехода

Еще существует  мнение, что когда приближаемся к т- образному перекрестку, по примыкающей дороге и перед нами знак 2.4 «Уступите дорогу», он обязывает уступить нас и пешеходам. И здесь приводят пункт правил из общих положений.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Но, по какой-то причине забывают, что дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» имеет отношение только к транспортным средствам.

2.4 «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной.

Единственное требование к водителям, при проезде таких перекрестков, изложено в пункте 13.1 правил.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Важно не забывать!

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Все остальные пункты правил, обязывающие водителей уступать пешеходам, имеют отношение к пешеходным переходам, а также выездам и въездам с прилегающей территории.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

*Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Конечно, это не значит, что мы не должны замечать пешеходов. В любом случае, если пешеход воспользовался правом перехода дороги, на перекрестке где отсутствует пешеходный переход и уже вышел на проезжую часть, мы должны дать ему возможность завершить переход дороги. Или другая ситуация, при приближении к перекрестку, на котором вы должны уступить транспортным средствам приближающимся с других направлений. И перед вами на пересечении имеется тротуар, можно остановиться и перед ним, чтобы не мешать пешеходам, пока Вы уступаете, имеющим преимущество транспортным средствам (Только, если перед нами знак 2.4 «Уступите дорогу». При установке дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» и отсутствии стоп-линии, мы обязаны остановиться перед краем пересекаемой проезжей части.). Не забываем, что наша обязанность на дороге, указана в правилах дорожного движения.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

При возникновении опасности для движения, мы должны снизить скорость, при необходимости, вплоть до полной остановки!

Ниже ссылка на комментарии ГИБДД к пункту 4.5 Правил дорожного движения Российской федерации (Комментарии ГИБДД к Правилам дорожного движения Российской Федерации).

Автор: Сергей Милютин

Сергей Милютин
ДОРОГА! БЕЗОПАСНОСТЬ! ЖИЗНЬ! От нас зависит, что будет на дороге завтра.

22 комментария

  1. Алексей

    Добрый день. Сегодня столкнулся с такой ситуацией. При повороте направо, не уступил дорогу пешеходу. За что выписали штраф. Но пешеход переходил дорогу примерно в 5-7 метрах дальше от линии тратуара, выходя из за стоящей машины на полосе встречного движения. Подскажите нарушил ли я?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Алексей, здравствуйте.

      Обязанность пешеходов переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода на перекрестках по линии тротуаров и так же, они не должны выходить из-за стоящего транспортного средства, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

      Обязанность водителя, согласно пункта 13.1 Правил, при повороте направо или налево уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

      Сложность в том, что в Правилах не указано, на каком расстоянии в метрах, от пересечения проезжих частей, должен находиться пешеход, которого необходимо пропустить при выполнении поворота, а только то, что при повороте водитель обязан уступить дорогу пешеходам пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

      В данной ситуации, наверное, что нужно учитывать, создали ли Вы помеху пешеходу, находившемуся на противоположной стороне проезжей части дороги.

  2. Светлана

    Здравствуйте! На регулируемом перекрестке знаки пешеходного перехода установлены только с правой стороны дороги. Ограждений на левой стороне нет. Имею ли я право, как пешеход, пересекать этот перекресток по левой стороне на зеленый сигнал светофора по линии тратуара или обязана сначала перейти на правую сторону, пересечь дорогу по пешеходному переходу, затем снова вернуться на левую сторону дороги?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Светлана.

      Как следует из пункта 4.3 Правил, пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам и только при их отсутствии на перекрестках, по линии тротуаров или обочин.

      4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

      Кроме этого, в ГОСТ Р 52289-2004 сказано, что на регулируемых перекрестках все пешеходные переходы должны быть оборудованы пешеходными светофорами.

      7.3.4 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух (рисунок В.24а).

      Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.

      • Светлана

        Сергей, большое спасибо за ответ! Я так понимаю, что регулируемый перекресток можно переходить только с той стороны, где установлен знак пешеходного перехода и нанесена горизонтальная разметка, а по линии продолжения тратуара или обочины — перекрестки без знаков и разметки?

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Светлана, если обратиться к Методическим рекомендациям по регулированию пешеходного движения, в них отмечено, что:

          Пешеходные переходы следует располагать в соответствии со сложившимися маршрутами движения пешеходных потоков, выявляемыми в результате проведения обследования пешеходного движения.

          Перекрестки городских улиц и дорог должны быть оборудованы одним или более пешеходными переходами в зависимости от расположения относительно перекрестка пунктов притяжения пешеходного движения (жилая застройка, учебные заведения, промышленные, торговые и зрелищные предприятия, административные учреждения, остановочные пункты общественного пассажирского транспорта и т.д.), принятой организации движения транспортных средств, интенсивности пешеходного движения и схемы перекрестка.

          Запрещение пересечения проезжей части на каком-либо подходе к перекрестку должно рассматриваться с учетом возможных экономических потерь, связанных с задержками пешеходов.

          Из которых, косвенно следует (прим. мы не обязаны знать и применять другие нормативные документы), что пешеходы при наличии пешеходного перехода, должны переходить дорогу по ним.

          В тоже время, пункт 4.3 Правил, прямо не запрещает, переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, при отсутствии перехода на определенном направлении.

          Только в этом случае, важно не забыть, про пункт 4.5, а именно, при переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств.

          А со стороны водителей, в такой ситуации, возникает обязанность в выполнении пункта 13.1 Правил.

          13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

  3. Здравствуйте, Сергей.

    На этом перекрестке как «правильно» переходить дорогу все-таки? Светофора и пешеходного перехода в этом месте не наблюдается. С зеленым по ул. Псковской для авто, и водители при повороте должны уступить согласно п. 13.1?

    Спасибо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Иван, здравствуйте.
      Вы верно написали и указали пункт правил, который обязаны выполнять водители при повороте направо или налево с ул. Псковская на ул. Инженерная.

      13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

      На снимке, при повороте направо необходимо уступить пешеходу в соответствии с пунктом 13.1 Правил.

      Пешеходы, при отсутствии пешеходного перехода в данном случае, должны переходить дорогу по линии тротуара:

      4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

      Также, при отсутствии пешеходного светофора, пешеходы должны руководствоваться транспортными:

      4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

      К сожалению, водители выполняющие поворот, забывают (игнорируют) пункт 13.1 Правил.

      По данному пешеходному переходу, я обращался в администрацию Великого Новгорода. Был получен ответ:

  4. Оракул

    Вообще не понимаю, почему не рисуют пешеходный переход по всем направлениям перекрестка.
    А делают только с одной стороны, допустим.
    Пешеход — не водитель ТС — он тратит больше сил и времени перейдя к нужному участку перекрестка.

    Мне кажется, это все делается из-за экономии.

    • Евгений

      Абсолютно согласен. С тех пор как стали убирать переходы на перекрестках, приходится в нарушение правил переходить дорогу. А так как и тротуары не ремонтируют десятилетиями, то и вообще всё чаще хожу по проезжей части. Остается надеяться, что когда-нибудь вспомнят про существование пешеходов.

  5. Здравствуйте, Сергей. В дополнение к вопросу от пользователя Rassel хотелось бы уточнить.
    Имеем Т-образный перекресток. Панораму можно посмотреть здесь:
    https://yandex.ru/maps/197/barnaul/?ll=83.714546%2C53.340409&z=19&mode=whatshere&whatshere%5Bpoint%5D=83.714277%2C53.340905&whatshere%5Bzoom%5D=19&panorama%5Bpoint%5D=83.714053%2C53.340888&panorama%5Bdirection%5D=70.329055%2C-1.404087&panorama%5Bspan%5D=120.000000%2C65.205625
    Так вот собственно вопрос: имеет ли право пешеход пересекать Павловский тракт по стороне, где нет пешеходного светофора, зебры и знаков «Пешеходный переход»? Когда то знаки и «зебра» здесь были, но видимо решили их убрать, но как это бывает обычно, что то не доделали. Имеется и тротуар, который подходит к дороге и собственно сам перекресток, что вроде бы как и разрешает пешеходам пересекать улицу. Хорошо хоть пешеходы не переходят когда им вздумается, а все таки якобы пытаются выловить момент, что мол загорелся зеленый для них сигнал светофора. Но проблема заключается в том, что зеленый загорелся на другой стороне перекрестка, а транспортный светофор (коим могут руководствоваться пешеходы) виден только с одной стороны, и то не очень явно. Как Вы считаете, правы ли тут пешеход? А то есть некоторые, которые принципиально переходят только здесь и дойти 15 метров до законного перехода очень не хотят

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Денис.
      Из пункта 4.3 Правил дорожного движения следует, что пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам и только при их отсутствии могут переходить на перекрестках.

      4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

      На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

      При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

      На перекрестке, пешеходные переходы присутствуют, следовательно и переход должен осуществляться по ним. Чтобы исключить (уменьшить вероятность перехода) переход дороги пешеходами в указанном месте, ответственным лицам за организацию движения на данном участке, можно было бы продлить ограждение.

      Но в любом случае, водителям нельзя забывать о требованиях пункта 13.1 Правил.

      13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

  6. Все правильно. Кроме того читаем ст.1079 ГК РФ + Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 N 1833-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Райм Алексины Альбертовны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации», и можно Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П “По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других”.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      RinArd, спасибо.
      Данные материалы очень полезны для ознакомления.

  7. Доброго времени суток. подскажите пожалуйста является ли нарушением по п. 4.3 переход дороги в этом месте — пересекаем Заводское.ш под мостом (идем прямо на желтую газель по тротуару, на другую сторону Заводского.ш.

    https://www.google.ru/maps/@53.2079415,50.2775391,3a,75y,148.04h,82.07t/data=!3m6!1e1!3m4!1seh5hpwizA4Teh5aQQzJx6w!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru

    • Сергей Милютин

      Здравствуйте. На данном участке дороги присутствует пешеходный переход обозначенный знаками. В соответствии с пунктом 4.3, разрешено переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части только при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода.

  8. Мария Петровна

    А про пункт 13.1 забыли совсем?

    • Мария Петровна

      Ой, извините, вижу, не забыли

      • Сергей Милютин
        Сергей Милютин

        Здравствуйте, Мария Петровна. Спасибо за Ваше внимание. К сожалению, о том, что при повороте (направо или налево) обязаны уступать дорогу пешеходам, водители очень часто забывают.

  9. Сергей

    Что такое «Зона видимости»? Я, например, увижу знак пешеходного перехода и за 2 км., а другой не увидит и за 50 м.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Сергей.

      На Ваш вопрос ответить достаточно сложно, в Правилах нет определения «Зона видимости». И принятие решения о переходе дороги, при отсутствии пешеходного перехода, оставили пешеходу (при выполнений условий Правил). Возможно по причине, что в зависимости от внешних причин, дорога может просматриваться по разному (пешеходный переход, в зависимости от времени суток или погодных условий, будет виден с разных расстояний), также необходимо учитывать скорость автомобилей и собственную скорость. Вы правильно написали, что для каждого участника дорожного движения, зона видимости будет своей. Расстояние, с которого пешеход способен увидеть пешеходный переход (перекресток) и будет считаться зоной видимости. Важно другое, чтобы при переходе дороги вне пешеходного перехода, был хороший обзор в обе стороны, для возможности своевременного обнаружения приближающегося транспортного средства и возможности водителем увидеть пешехода.

      4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
      При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

      Как видим в требованиях перехода через дорогу, при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода, кроме всего, не должно быть и перекрестка, только в этом случае можно переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части. Следующее требование, для того, чтобы перейти дорогу вне перехода или перекрестка, это хорошая видимость в обе стороны.

      Но некоторые выводы, по поводу безопасного расстояния видимости, можно сделать опираясь на ПДД И ГОСТ.

      Из Правил дорожного движения:
      «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

      8.11. Разворот запрещается:
      в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м. (как видим, считается, что при видимости менее 100 метров, выполнение разворота наверняка не будет безопасным)

      ГОСТ Р 52289-2004:
      5.2.24 Знак 1.22 «Пешеходный переход» устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах — перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.

      Указания по применению дорожных знаков:
      3.5. Знаки должны быть установлены таким образом, чтобы их видимость в светлое время суток составляла не менее 150 м. Желательно, чтобы знак был виден водителю на расстоянии (м), равном или большем удвоенному значению скорости движения (км/ч) на данном участке. Для строящихся дорог следует принимать в расчет скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог — скорость, которую на данном участке не превышает 85% транспортных средств.

      В ГОСТ Р 52289-2004, присутствует Таблица 3 (Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости.), в примечании написано:
      Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.

      СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений:
      6.25. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-300 м.

      То есть, можно говорить только о примерном безопасном расстоянии видимости, это цифра 150-250 метров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Гарантируется 100% конфиденциальность. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.