Воскресенье , Октябрь 22 2017
Главная / Правила дорожного движения / Полоса для маршрутных транспортных средств
Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств

Полоса для маршрутных транспортных средств

Сегодня, хочу остановиться на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств.

Как обычно по традиции, сначала к Правилам дорожного движения.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

18. Приоритет маршрутных транспортных средств
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств"

5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». Дорога, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств».

5.13.1 "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств"

5.13.1 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».

5.13.2 "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств"

5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».

5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств"

5.14 . «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

Действие знаков 5.145.14.3 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Теперь, посмотрим правила применения дорожных знаков по ГОСТ Р 52289-2004 (Технические средства организации дорожного движения).

5.6.12 Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения дороги, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак устанавливают в начале участка дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги.

Повторный знак 5.11.1 устанавливают после перекрестков со сложной планировкой.

5.6.14 Знаки 5.13.1, 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11.1, и устанавливают перед всеми боковыми въездами.

Если в месте выезда на дорогу устанавливают несколько знаков на одной опоре, знаки 5.13.1, 5.13.2 располагают над другими знаками.

Допускается не устанавливать знак на выездах с прилегающих к дороге территорий, если въезд на эти территории возможен только с участка дороги, обозначенного знаком 5.11.1.

5.6.15 Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения полосы, по которой осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

Знак устанавливают в начале полосы над ней, а в случае, если она крайняя правая, допускается устанавливать знак справа от полосы.

Знак повторяют за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги, где движение маршрутных транспортных средств организовано по обозначенной знаком 5.14 полосе.

Как видим, пункт 18.2 запрещает нам движение по полосе для маршрутных транспортных средств.

И все разговоры о том, что мы должны перестраиваться на эту полосу в любом случае при выполнении поворота (так как в Правилах не сказано прямо, про какую полосу идет речь попутную или встречную), то нужно понять, это касается только попутных полос обозначенных знаком 5.14 и при условии, что полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки.

Полоса для маршрутных транспортных средств

Если выделенная полоса для маршрутных транспортных средств, определена знаком 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», то по ней маршрутные транспортные средства движутся по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Они двигаются именно навстречу (значит полоса встречная), поэтому искать огрехи в определении нет необходимости. Так как есть еще пункт 8.5 Правил дорожного движения.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Теперь, рассмотрим нарушение Правил, выполнение обгона других транспортных средств, по полосе предназначенной для движения встречных маршрутных транспортных средств.

Если присутствует разметка 1.1, здесь все понятно, обгонять запрещено.

Горизонтальная разметка:

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

А вот при отсутствии разметки, возникают вопросы.

Полоса для маршрутных транспортных средств

 

В Правилах дорожного движения, присутствуют указания нашим действиям, которые тяжело истолковать по другому.

Дорожный знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», является знаком особых предписаний, который вводит определенный режим движения. А именно, в данном случае, вводит правило движения транспортных средств по одной полосе и говорит о наличии специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств. Пункт 18.2 запрещает нам движение по этой полосе. Ниже можно ознакомится с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором даны разъяснения, по данной ситуации в том числе.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 г. Москва О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обсудив материалы проведенного изучения практики применения судами 12, 14, 15, 16 глав Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения единообразия судебной практики и в связи с возникающими у судов при рассмотрении данной категории дел вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

12. По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях:

Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

Постановление Пленума Верховного Cуда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2 г. Москва «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»».

В связи с изменением действующего законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет внести соответствующие изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 11 ноября 2008 г. N 23), касающиеся применения главы 12 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

е) абзац восьмой считать абзацем девятым и изложить его в следующей редакции:

«Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».»;

А вообще, полоса для движения маршрутных транспортных средств и предназначена только для общественного транспорта, так что остальным транспортным средствам по ней не стоит двигаться.

Автор: Сергей Милютин

Сергей Милютин
ДОРОГА! БЕЗОПАСНОСТЬ! ЖИЗНЬ! От нас зависит, что будет на дороге завтра.

комментариев 10

  1. Считаю Ваше разъяснение для Ольги неверным в корне, хотя и имеющим некую основу под собой, но она ошибочна. А именно, Законодатель изначально заложил в самое трактовке, где чётко указал, что при перестроения на разрешенном участке на полосу для маршрутных транспортных средств, уступают дорогу маршрутным транспортным средствам. Законодатель изначально не предполагает нахождение на участках где передвижение иных т/с запрещено их нахождение там как таковое и 8.1 здесь не применим. Именно соответствующий пункт все и разъясняет без каких то кривотолков и ссылок. Ссылка на 8.1 не применима, казус это будет, при таком понимании ставится сам вопрос запрета(ограничения) для движения иных т/с под исключение. Надо понимать так, что виновник ДТП в указанном случае будет являться Ольга, выехавшая на полосу движения маршрутных т/с в нарушение ПДД, чем последствии, при этом нарушая эти самые ПДД спровоцировала ДТП, если говорить просто, умышленно совершая административное правонарушение допустила повреждение чужого имущества, если сумма причиненных повреждений будет достаточна (значительна) то в пору ставить вопрос о возбуждении уголовного дела за умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества. Вы фактически указали на то, что еслибы (предположим) на перекресток равнозначных дорог под кирпич выехал бы автомобиль (нарушитель) (справа) и совершил столкновение с т/с двигавшимся в соответствии ПДД, но при отсутствии этого кирпича уступал бы дорогу по правилу «правой руки», то по Вашему стоило бы ситуацию признать спорной и в конечном итого вину признать обоюдной??????
    Так вот посему Законодатель и указал кому должны на Выделенной полосе движентя маршрутных т/с уступать, чтобы. Не нарушайте и будет нам всем счастье. А если уж нарушаете, то не ставьте под угрозу повреждения чужое имущество, чужие здоровье и жизнь, не усугубляйте. И там по вопросувыделенки ещё много чего. По сему извольте отклоняться.
    P.S.:
    Пишу таким языком (доходчивым надеюсь), так как обыватель услышав тираду изложенную юридическим языком может нечаянно заклинить и замучать Гугл или ещё кого.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Раис.
      Спасибо за Ваш комментарий. Но пункт 18.2 Правил, все же предполагает в установленных ПДД случаях, нахождение иных транспортных средств на выделенной полосе для маршрутных транспортных средств.

      Если полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах водители должны (При изложении требований и инструкций (правил) применяют слова: «должен», «следует», «подлежит», «необходимо», «требуется», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не должен», «не следует», «не подлежит», «не могут быть» и т. п.) перестраиваться на нее и это требование, как Вы указали именно Законодателя. Ольга, в своем сообщении отметила, что полоса на участке дороги, где она выполнила перестроение была отделена прерывистой линией разметки.

      18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

      Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

      Указания пункта 8.1 Правил, также являются требованием Законодателя.

      8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

      И говорить, в данном случае, об умышленном нарушении ПДД со стороны Ольги, наверное не совсем верно, такие выводы можно делать только после изучения всех деталей происшествия, а не по одному комментарию.
      Ольгу никто не оправдывает, в данном случае, на дороге присутствовала разметка 1.18, которая указывает разрешенные направления движения на перекрестке и здесь, конечно она должна была выполнить маневр поворота с соответствующей полосы, предписанной разметкой.

      По поводу Вашего примера с равнозначным перекрестком, водитель (тот водитель, который в примере не нарушает Правил), не может знать какие установлены дорожные знаки с другого направления и обязан применить 13.11.

      13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

      А кого признают виновным, это решит суд.

  2. Добрый день. А если я перестроилась на выделенку, за 50-100 метров до поворота налево в переулок, т.е.заблаговременно. А водитель — который тоже решил резко повернуть налево (при этом он поворачивал тоже где прерывистая линия).. в результате привело к столкновению. Кто виноват? гайцы считают спорным, т.к.я была на полосе для ОТ (но не на встречной)
    спасибо.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Ольга.
      Не очень ясно, какой разметкой была отделена полоса для МТС, когда Вы перестроились на нее. И еще, Вы пишите, что полоса не встречная, но обычно попутная полоса для маршрутных транспортных средств находится справа, чтобы была возможность останавливаться на остановках не меняя полосы, а слева находится полоса, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется во встречном направлении (в этом случае, считается выездом на полосу встречного движения, в нарушении ПДД).

      • это б.лубянка, сретенка. Там 2 выделенки слева — и Невстречная, и после нее — встречная. Я ехала по НЕвстречной…. разметка за 50-100 метров была разделена прерывисто. Но там были ворота… которые намертво закрыты давно… также была нанесена разметка — прямо и налево
        Просьба написать на емейл… спасибо.

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Ольга, добрый вечер, отправил Вам на почту.

          В данной ситуации действительно не все однозначно, по причине того, что присутствует еще горизонтальная разметка 1.18 которая указывает (предписывает) разрешенные направления движения на перекрестке (именно на перекрестке) и по правилам Вы в соответствии с пунктом 8.5 должны были занять соответствующее крайнее положение, которое в данном случае предписано разметкой 1.18 и выполнять поворот с данной полосы. Второй водитель занял правильное положение на проезжей части для выполнения поворота налево, но он выполняя поворот налево, совершал маневр, а правила в соответствии с пунктом 8.1 требуют, чтобы при выполнении маневра не создать опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения, поэтому он обязан был убедиться в безопасности маневра. Если бы в это время по выделенной полосе следовал по маршруту автобус (в попутном направлении), он двигался бы прямо без изменения направления движения и второй водитель должен был бы при повороте уступить автобусу дорогу. Выходит, что Правила нарушили и Вы со своей стороны и второй водитель тоже, кого признают виноватым не могу сказать, возможно и обоих водителей.

  3. Андрей

    Спасибо за исчерпывающий ответ.

  4. Андрей

    Здравствуйте! Хочу уточнить раз и навсегда, чтобы не было кривотолков. Как нужно поворачивать налево, если выделенная полоса находится с левой стороны( т.е. общественный транспорт движется навстречу), нужно ли перестраиваться на нее или нет? Я так понимаю ,что если мы на нее будем перестраиваться то окажемся на полосе встречного движения, следовательно если на перекрестке навстречу движется автобус , мы ему будем препятствовать двигаться прямо. Правильно я рассуждаю?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Андрей. Спасибо за Ваш вопрос. Еще раз обратимся к знаку особого предписания 5.11.1.

      Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения дороги, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

      Из описания знака, движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку, именно навстречу!

      Пункт 8.5 Правил, обязывает нас, выполнять поворот налево из крайнего положения на проезжей части, которое предназначено для движения в данном направлении, а встречная полоса для маршрутных транспортных средств, является встречной!

      8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

      В Постановлении Пленума Верховного Cуда Российской Федерации, при разъяснении применения части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, дорогу обозначенную знаком 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), относят к дорогам с двусторонним движением. И выезд на встречную полосу для маршрутных транспортных средств квалифицируют как прямо запрещенные ПДД действия, которые образуют состав административного правонарушения по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

      Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
      4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
      Наказание: влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

      Исходя из выше рассмотренного, можно с уверенностью сказать, что поворот налево с полосы, предназначенной для встречного движения маршрутных транспортных средств запрещен. Удачи Вам и безопасной дороги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *