Последние статьи
Главная / Дорожные знаки / Знаки особых предписаний и движение по полосам
Движение по полосам

Знаки особых предписаний и движение по полосам

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня остановимся на дорожных знаках, устанавливающих порядок движения по полосам, которые относятся к группе знаков особых предписаний.

Как знаем из Правил дорожного движения, знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Очень часто, при приближении к незнакомому перекрестку, возникает вопрос какую полосу занять для дальнейшего движения.

Если перед перекрестком отсутствуют  знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», а также горизонтальная разметка 1.18 (указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам), мы обязаны руководствоваться пунктом 8.5 Правил.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Из пункта 8.5 следует, что для поворота направо, водитель обязан занять крайнее правое положение, для поворота налево и разворота, соответственно крайнее левое. Для движения прямо, можно занять любую полосу, главное при выезде с пересечения проезжих частей не оказаться на полосе встречного движения.

Но как правило, если дорога имеет несколько полос для движения, то при приближении к перекрестку, применяют знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», а также горизонтальную разметку 1.18.

Направления движения по полосам

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

Важно запомнить, что знаки 5.15.1, 5.15.2, установленные перед пересечением проезжих частей, распространяют свое действие на весь перекресток. И самое главное, данные знаки относятся к группе знаков особых предписаний и предписывают водителю обязательное направление движение из указанной полосы.

Выше, приводился пункт 8.5 Правил, который обязывает перед выполнение поворота или разворотом, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, но в некоторых случаях, при возможности организации движения, установленные знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», позволяют выполнить маневр и из других полос, как на примере ниже.

На снимке, поворот направо разрешен из обеих полос.

Направления движения по полосам

Так как знаки, установленные перед перекрестком, распространяют свое действие на весь перекресток, следовательно из правой полосы, транспортные средства должны выехать в правую, из левой полосы, соответственно в левую.

В соответствии с правилами установки дорожных знаков, знаки 5.15.15.15.2 должны устанавливаться на таком расстоянии до перекрестка, чтобы водители могли своевременно перестроиться. Если дорога имеет перед перекрестком три полосы и более для движения, то знаки на таких дорогах должны устанавливаться и предварительно, на расстоянии 50-150 м до места установки основных знаков.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.6.16 Знаки устанавливают над проезжей частью на таком расстоянии от перекрестка, чтобы водители имели возможность своевременно осуществить необходимые перестроения. Знаки устанавливают в начале разделения полос движения разметкой 1.1.

Каждый из знаков 5.15.2 располагают над серединой полосы, для которой он предназначен.

Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 устанавливают на дорогах, имеющих перед перекрестком три полосы, знак 5.15.2 — три полосы и более для движения в данном направлении. На других дорогах предварительные знаки допускается устанавливать при необходимости.

Знак 5.15.1 вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех, а в населенных пунктах — не более двух полос движения в данном направлении, допускается размещать справа от дороги, при этом устанавливают и предварительный знак 5.15.1.

Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50-150 м до места установки основных знаков.

На снимке, предварительно установленный знак 5.15.1 «Направления движения по полосам».

Направления движения по полосам

Если посмотреть на знаки  5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе», то видно их сходство, отличие только в том, что знаки 5.15.2 выполнены отдельно для каждой полосы, соответственно они размещаются непосредственно над каждой полосой, что позволяет более верно выбрать нужное направление для движения.

Направления движения по полосам

В ГОСТ Р 52289-2004, сказано, что применение знаков 5.15.2 «Направления движения по полосе» предпочтительнее, чем применение знаков 5.15.1.

ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.6.16 Знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно.

Также, важно обратить внимание, что иногда перед перекрестками встречаются знаки, на которых стрелки направления движения имеют не совсем правильную форму.

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
3.7
На знаках 5.15.1, 5.15.2, 6.9.1-6.10.1, 6.14.2, 6.17 изображения и расположение стрелок, а на знаках 6.8.2, 6.8.3, 8.13 — изображения должны соответствовать реальной планировке пересечения и схеме организации движения.

На снимке, если продолжить движение прямо, не меняя направления, то транспортное средство окажется на встречной полосе. 

Направления движения по полосам

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, следовательно водители обязаны двигаться через перекресток, в соответствии с направлением указанным стрелками на знаке, чтобы избежать например (как на снимке выше), возможного выезда на полосу предназначенную для встречного движения.

Если у Вас остались вопросы, пишите, постараемся вместе разобраться.

Автор: Сергей Милютин

Сергей Милютин
ДОРОГА! БЕЗОПАСНОСТЬ! ЖИЗНЬ! От нас зависит, что будет на дороге завтра.

комментариев 9

  1. Здравствуйте. Сдавала на экзамен на вождение, на перекрестке было расширение до трёх полос, я об этом не знала и повернула налево со средней полосы, знак «движение по полосам 5.15.1″установлен так, что с двух левых полос просто не виден (в 25 м от светофора справа от дороги), над дорогой знаков по полосам нет. Как узнать по ГОСТу это или нет, и могу ли я оспорить не сдачу экзамена по этой причине?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Яна.

      В населенных пунктах разрешается устанавливать знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» справа от дороги, при условии, что полос для движения не более двух, также должны быть установлены и предварительные знаки.

      ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения.
      Знак 5.15.1 вне населенных пунктов на дорогах, имеющих перед перекрестком не более трех, а в населенных пунктах — не более двух полос движения в данном направлении, допускается размещать справа от дороги, при этом устанавливают и предварительный знак 5.15.1.

      Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50-150 м до места установки основных знаков.

      При необходимости, в населенных пунктах, знаки могут устанавливаться на расстоянии не более 25 метров перед перекрестком.

      5.1.9 Знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости — на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м — вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.

      Вы пишите, что полос предназначенных для движения три, следовательно, знаки 5.15.1 или 5.15.2, должны быть установлены над проезжей частью.

      При проведении экзамена по вождению, инспектор принимает экзамен у Вас и контролирует выполнение Вами, действий и маневров при управлении автомобилем. А в соответствии с пунктами 1.3 и 10.1 ПДД, водитель должен соблюдать и выполнять требования Правил имеющие отношение к нему.

      1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

      10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

      Вы можете попробовать оспорить решение экзаменатора, но скорее всего даже при удовлетворении Вашей просьбы, придется повторно пересдать экзамен. Для этого необходимо обратиться в экзаменационное отделение ГИБДД, чтобы просмотреть видеозапись проведения экзамена.
      В данной ситуации, сложно сказать какое решение примут по экзамену, с одной стороны дорожные знаки установлены с нарушением, с другой, знаки есть, мы должны выполнять их требования в соответствии с Правилами.
      Удачи Вам и успешного решения вопроса.

      • Да я бы с удовольствием соблюдала, если б вовремя смогла увидеть, сняла специально видео, он к тому же закрыт ветками деревьев и его видно уже перед светофором, когда времени и расстояния для маневра нет

        • Сергей Милютин
          Сергей Милютин

          Здесь, могу посоветовать, если не успеваем вовремя перестроиться (плотное движение транспортных средств, ограниченная видимость и т.д.) отменить маневр и продолжить движение в разрешенном направлении, обратив на это внимание экзаменатора. Далее найти место для разворота, чтобы продолжить движение в указанном инспектором направлении.

          К сожалению, после в вступления в силу изменений в регламенте по приему экзаменов, экзаменаторы в подобных ситуациях (не выполнили поворот, разворот в указанном месте) стали считать, как не выполнение, игнорирование команды.

          Не расстраивайтесь, все обязательно получится!

      • Спасибо большое за подробный ответ!

  2. Леонид

    Добрый день, при подъезде к регулируемуму перекрестку есть знак указания движения по полосам. С левого ряда можно прямо и налево, а с правой полосы только направо. Я стою в левом ряду и собираюсь проехать перекрёсток прямо, но передо мной автомобиль поворачивает налево, я включаю правый поворот чтоб перестроиться в левую полосу чтоб проехать перекрёсток, но мне начинают сигналить водители которые стояли в левом ряду и они считают что им можно проехать прямо и не пропустив меня.

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Леонид, здравствуйте.
      Если перед перекрестком установлены знаки «Направления движения по полосам», то движение должно осуществляться в соответствии с установленными знаками, действие которых распространяется на весь перекресток. Вам необходимо было дождаться, когда транспортное средство впереди, выполнит левый поворот и после этого продолжить движение прямо по своей полосе (левой), так как Вы указали, что с правой полосы можно только направо.
      Водители, которые начали подавать звуковой сигнал, конечно могли дать возможность проехать, но в соответствии с пунктом 8.4 Правил,такой обязанности в их действиях нет, уступает дорогу тот, кто выполняет перестроение.

      8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

      Указатели поворотов, также преимущества не дают, а только предупреждают остальных участников дорожного движения, о нашем намерении выполнить маневр.
      Удачи Вам и безопасной дороги.

  3. Виктор

    Здравствуйте!
    Помогите разобраться в следующей ситуации: перед перекрёстком стоит знак 5.15.1 «направление движения по полосам» и разрешает поворот налево с двух полос — с крайней левой — только налево, и со средней полосы — налево и прямо. На перекрёстке установлен светофор с дополнительной секцией для поворота налево. Светофор работает таким образом, что «стрелка» загорается с основным сигналом и через некоторое время стрелка тухнет, а основной горит зелёным. Получается, что водители, которые стоят на средней полосе для поворота налево, создают помеху для водителей двигающихся по этой же полосе прямо. Как регламентируется этот момент?

    • Сергей Милютин
      Сергей Милютин

      Здравствуйте, Виктор. Здесь многое зависит от интенсивности движения транспортных потоков на данном перекрестке и его пропускаемости. Знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» установлены, соответственно водители могут заранее определить количество полос и разрешенные направления движения по каждой из них и вовремя перестроиться.
      Вполне возможно, что поток транспортных средств двигающихся в прямом направлении не очень высокий, в отличии от выполняющих поворот налево или данная организация движения на перекрестке была разработана в то время, когда количество транспорта было намного меньше, чем сегодня.
      При разработке проекта по организации светофорного регулирования применяют — ОДМ 218.6.003-2011 Методические рекомендации по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах. Если действительно возникают сложности при проезде перекрестка, можно попробовать обратиться с заявкой в органы управления дорожным хозяйством или в ГИБДД Вашего региона (через официальный сайт), чтобы провели мониторинг интенсивности движения транспортных потоков с расчетом режимов работы светофорного объекта времени цикла и времени пофазных разъездов. В настоящее время на многих светофорных объектах меняют режимы работы, чтобы они справлялись с возросшей интенсивностью движения и обеспечивали равномерную загрузку полос движения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", Вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.
Гарантируется 100% конфиденциальность. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.